Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Как российские и зарубежные некоммерческие организации предлагают помогать в преддверии Нового года, обсудили эксперты медиаклуба «АСИ — Благосфера».

Новый год — это символическое время, и многие НКО используют его, чтобы предложить новые решения социальных проблем. По мнению экспертов, это удачный момент для креативных идей и предложений, потому что человек в это время более склонен помогать другим. Участники паблик-тока в медиацентре «АСИ — Благосфера» рассказывают о самых запоминающихся праздничных инициативах.

Навыки вместо подарков

Благотворительный фонд «Дети наши» снял ролик о том, какие новогодние подарки на самом деле принесут пользу детям-сиротам. По словам Владимира Вайнера, директора фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway, ролик отвечает на вопрос, который мучает многих людей: дарить подарки детям в детских домах или нет?

«Фонд использовал хорошую возможность удовлетворить потребность огромного числа компаний в том, чтобы реализовать свои корпоративные цели и что-то вручить детям. Ролик отвечает на их вопрос и предлагает альтернативное решение. Оно подходит людям, которые привыкли передавать подарки на Новый год. Ответ состоит в том, чтобы дарить детям навыки вместо подарков», — объясняет Владимир Вайнер.

По мнению эксперта, важно, что предложение фонда подкрепляет уже существующее желание компаний дарить подарки, но предлагает им другое решение.

Слева направо: Светлана Горбачева, Владимир Вайнер, Митя Алешковский. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Как стать волшебником

Чтобы собрать подарки для пожилых людей, находящихся в домах престарелых, благотворительный фонд «Старость в радость» предложил стать Внуком Морозом. Фонд использовал традиционный образ волшебника, но обыграл его по-новому.

«Ролик показывает, как самому стать волшебником. Кроме того, герой объединяет все поколения, показывает важность перехода от деда к внуку», — добавил Владимир Вайнер.

Холодная книга

В Новый год некоммерческие организации напоминают не только о праздниках, но и о холодной зиме — времени, когда на улице замерзают бездомные люди. В Польше в связи с этим в 2017 году придумали социальный проект — выпустили книгу, написанную бездомными. Она напечатана специальными чернилами, которые проявляются только на холоде. Чтобы прочитать истории, людям нужно было выйти на улицу и заодно понять, как чувствуют себя бездомные зимой.

Благотворительность от СМИ

Ежедневная британская газета Telegraph 28 лет проводит собственную благотворительную акцию к Рождеству. Каждый год сотрудники газеты выбирают главную тему и три некоммерческие организации, которые этой темой занимаются. Газета рассказывает о проблемах в этой сфере, публикует репортажи о работе этих НКО и призывает перечислять им пожертвования. Акция каждый год помогает собрать около полумиллиона фунтов.

В этом году главной темой стало психическое здоровье — по статистике, в Великобритании с этой проблемой связан каждый четвертый житель страны. Газета выбрала три НКО: Changing Faces (помогает решить физические и психологические проблемы людям с лицевыми дефектами), Fire Fighters (помогает пожарным справиться со стрессом), Young Minds (помогает семьям, которые испытывают трудности с детьми).

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Рубль в день

Этой зимой фонд «Нужна помощь» начал одну из крупнейших фандрайзинговых акций в России «Рубль в день». Он призывает подписаться на регулярное пожертвование в пользу одного или нескольких проверенных фондов и перечислять им всего один рубль в день. Основная идея акции в том, что такая, казалось бы, маленькая сумма может сделать очень много.

Акция призвана увеличить число людей, регулярно жертвующих деньги проверенным благотворительным фондам. Как рассказал Митя Алешковский, директор портала «Такие дела», председатель совета благотворительного фонда «Нужна помощь», идея родилась после просмотра ролика Стивена Спилберга, в котором известные актеры призывают не голосовать на выборах. Несмотря на то что реклама начинается с отрицания, она подводит к мысли, что даже один голос может что-то изменить.

Митя Алешковский. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

В ролике используются приемы, привлекающие внимание зрителя: картинка трясется, а в какой-то момент на экране появляется курсор мышки. Как объясняет Алешковский, это сделано для того, чтобы вывести человека из зоны комфорта и заставить досмотреть видео до конца.

При маленьком бюджете акция получила широкий охват, а по хештегу акции начали собирать пожертвования и другие фонды. «Когда вы отпускаете от себя что-то, вы становитесь значительно сильнее. Другие люди делают это для себя, а заодно усиливают вас. Поэтому, хотя по количеству собранных денег «Нужна помощь» не входит здесь в первую десятку, мы повышаем узнаваемость нашего бренда», — рассказал Митя Алешковский. На сегодняшний день на регулярные пожертвования благодаря акции подписались более 37 тыс. человек.

Щедрый мэтчинг

Еще один способ мотивировать людей помогать — мэтчинг. Так называют софинансирование благотворительной акции, когда партнер, например, добавляет за каждое пожертвование обычного человека определенную сумму от себя. Такой инструмент некоторые организации использовали во время всемирной акции в поддержку благотворительности «Щедрый вторник». В этом году небывалый мэтч организовали Facebook и компания Pay Pal, организаторы предоставили 7 миллионов долларов софинансирования, которые были “выбраны” участниками акции в первые же секунды, да так, что фандрайзеры на другом конце Америки долго возмущались – ведь из-за большой часовой разницы их города даже не успели начать делать пожертвования, была глубокая ночь. Всего же в результате этой акции было собрано более 125 млн долларов.

В России компания PayPal также провела мэтчинговую акцию, посвященную «Щедрому вторнику», в ней участвовали Фонд Хабенского, фонд «Живой», Фонд «Дом с маяком» и платформа для сбора онлайн пожертвований Благо.ру. В 2017 Фонд поддержки и развития филантропии «КАФ», который координирует «Щедрый вторник» в России, провел флешмоб «Неделя признаний» при поддержке Росбанка – за каждое «признание» в добрых делах на сайте акции партнер перечислял на благотворительность 100 рублей. Флешмоб поддержали более 11 тыс. человек и 1 миллион 100 тысяч рублей было передано в 3 благотворительные организации, выбранные в рамках конкурса. В 2018 году на «Неделе признаний» участники рассказывали истории о своем благотворительном опыте и онлайн голосованием выбирали самые интересные и важные истории. Голоса сформировали шорт-лист из которого эксперты выбрали три лучших истории. Авторы смогли направить денежное пожертвование от “Щедрого Вторника” в любимые организации.

А еще в этом году на сайте Благо.ру в «Щедрый Вторник» состоялось несколько мэтчинговых и партнерских акций – ИД «Альпина» дарила книжки, Ebay и SELА купоны на покупки, а партнеры Pay Pal, Петролеум — трейдинг, ОТП Банк и Фонд «Абсолют-помощь» увеличивали пожертвования. До конца года еще можно успеть увеличить свое пожертвование через Pay Рal или удвоить ежемесячное пожертвование в пользу любого фонда на Благо.ру

По словам Светланы Горбачевой, директора по маркетингу и коммуникациям фонда «КАФ», мэтчинг мотивирует людей участвовать в событии и дает им возможность больше влиять на увеличение пожертвований. Эксперт считает этот инструмент перспективным и советует НКО активнее его использовать.

Светлана Горбачева. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

«Душевный Bazar» и «Шоу пошло не так»

Новогодняя благотворительная ярмарка «Душевный Bazar» в этом году решила привлечь новую аудиторию при поддержке актеров известного шоу «Шоу пошло не так».

«Делать это нужно с теми партнерами, у которых похожий портрет целевой аудитории, — объясняет Инга Моисеева, исполнительный директор D-Group.Social, организатор ярмарки. — «Шоу пошло не так» согласились сняться в таком ролике на волонтерских началах».

По мнению эксперта, ролик напомнил тем, кто уже знаком с ярмаркой, купить подарок и принести его на благотворительную елку. Те, кто не был знаком с «Душевным Bazar’ом», узнали о нем из соцсетей актеров шоу. В итоге организаторы отметили, что подарков под благотворительной елкой ярмарки в этом году стало больше.

Инга Моисеева. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Рождественские обеды и ужины

Некоторые праздничные акции стали традиционными, например проводить для бездомных и нуждающихся людей рождественские обеды и ужины.

Такие обеды каждый год организует движение «Друзья Общины святого Эгидия», которое помогает людям, живущим на улице. Первой их начала проводить Община святого Эгидия в Риме в 1982 году.

«Все празднуют Рождество в семье, а тем, у кого нет семьи, что делать? Теперь такие люди больше чем в 70 странах садятся за рождественский стол, — рассказала Светлана Файн, координатор движения «Друзья Общины святого Эгидия». — «Ингредиенты» рождественского обеда — это дружеские отношения, общность».

По словам Светланы Файн, для людей, которые оказываются отверженными в повседневной жизни, рождественский обед — это место, где тебя принимают и делают это бескорыстно.

«Все наши проекты исходят из отношения на равных с людьми, для которых мы все это делаем. Мы называем их не подопечными, а друзьями. И видим в них людей со своими историями, болью, радостью, мечтами», — добавила эксперт.

Светлана Файн и Инга Моисеева. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Благотворительный ужин в праздники проводят и волонтеры движения «Даниловцы».

«Праздник — это не только мандарины и концерт. Он начинается с того, что человек может просто быть собой. Ему хорошо, уютно, безопасно. Есть те, кому он нужен, и кто искренне говорит, что скучал по нему. Бесконечно ценно назвать по имени человека, который редко его слышит. Прийти и сказать: «Маша, я всю неделю тебя ждал». Любой человек может подарить это другому», — рассказывает Юрий Белановский, руководитель волонтерского движения «Даниловцы».

На благотворительный ужин волонтеры приглашают не только бездомных, но и других людей, которые оказались в трудной ситуации. Здесь нет дистанции между помогающими и подопечными, и человек может почувствовать, что он кому-то дорог.

Юрий Белановский. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Смотреть видеозапись медиаклуба

Паблик-ток проводился в медиаклубе «АСИ — Благосфера» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Медиацентр «АСИ — Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем