Фото: Apiary Fund/Flickr.com

Аналитический центр НАФИ и Национальная юридическая служба АМУЛЕКС провели исследование и выяснили, что чаще всего нарушения случались в сфере ЖКХ, медицинских услуг, трудовых отношений и розничной торговли.

Социологи, по итогам опроса, определили индекс правовой грамотности, он составил 54 порядковых пункта из 100 возможных. Правовые навыки (68 п.п.) – наиболее развитый аспект правовой грамотности россиян; знания и установки россиян в области права оцениваются ниже (50 п.п. и 43 п.п. соответственно). Индекс – это сводный показатель, учитывающий знания, навыки и установки в сфере защиты прав.

В основном, как утверждают специалисты, высокий уровень правовой грамотности наблюдается у активной группы населения: людей молодого и среднего возраста, имеющих работу, с высшим образованием и высоким уровнем дохода. При этом большинство опрошенных считают, что им не хватает компетенций в этой сфере, и две трети респондентов желают повысить свой уровень знаний.

О нарушениях в сфере торговли чаще говорят жители Москвы и Центрального федерального округа, реже – сельские жители. Нарушения прав в сфере налоговых вопросов, защиты прав собственников чаще беспокоят высокодоходные группы населения.

При этом только 13% уверены, что отстаивать свои права бесполезно, а 40% россиян придерживаются противоположного мнения и считают, что существуют отдельные случаи, когда стоит отстаивать свои права.

Более трети (36%) россиян в случае нарушения своих прав стараются урегулировать проблему на месте, самостоятельно. Люди чаще готовы отстаивать свои права в теории, чем на практике.

Фото предоставлено аналитическим центром НАФИ

«Люди на словах заявляют о готовности защищать свои права и использовать правовые инструменты, но в реальной ситуации часто не предпринимают никаких действий. Аргументация проста: многие считают, что такие шаги будут бесполезными, и не хотят тратить время и дополнительные ресурсы. «Бесполезность» действий, связанных с отстаиванием своих прав, – это уже сформировавшийся стереотип и серьезный барьер для образовательных программ в сфере правовой грамотности», — рассказала Гузелия Имаева, генеральный директор аналитического центра НАФИ.

Основная причина, по которой россияне не отстаивают свои права, – отсутствие веры в результат подобных действий (47%). На втором месте – необходимость дополнительных (финансовых, временных и т.д.) усилий и затрат (25%).

Среди россиян существует стойкий запрос на обучение в области правовой грамотности: две трети опрошенных хотели бы повысить свой уровень знаний в области права. Наиболее востребованы знания о способах защиты прав в сфере ЖКХ и медицинских услуг (49% и 48% соответственно).

Уровень личной ответственности за соблюдение своих прав различается в социальных группах: чаще берут ответственность на себя руководители, граждане с высшим образованием и более высоким доходом, реже — безработные.

«Для нас было крайне важным реализовать этот масштабный проект – компания считает повышение правовой грамотности населения одной из главных своих целей. АМУЛЕКС более восьми лет оказывает юридические услуги и ежедневно принимает тысячи обращений от граждан, — говорит гендиректор Национальной юридической службы АМУЛЕКС Дмитрий Макаренко. — Мы стараемся донести до людей, что правовая грамотность – это не только знание закрепленных законом прав и обязанностей, а еще и умение применять эти знания для собственной выгоды: материальной, ментальной или духовной».

Всероссийский опрос проводился в сентябре 2018 года. В нем участвовало 1 600 человек из 140 населенных пунктов в 46 регионах России. Возраст — 18 лет и старше.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем