Новости
Новости
19.03.2024
18.03.2024
15.03.2024
18+
Новости

Потеряться в работе: что делать с выгоранием в НКО

Из-за чего выгорают сотрудники некоммерческого сектора и как это предотвратить, обсудили участники паблик-тока в медиаклубе «АСИ — Благосфера».

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Работа, которая обжигает

В последние годы эмоциональное выгорание стало своего рода культурным синдромом — о нем стали говорить чаще, хотя это психическое явление известно давно. Это связано с тем, что человека стали ценить как индивидуальность, а не как винтик системы, говорит Александр Арчагов, психолог и автор онлайн-школы антивыгорания #НеГори.

Александр Арчагов (справа) и Алексей Газарян. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Выгорание описывают как состояние моральной усталости, вызванное работой. С ним сталкиваются люди почти во всех сферах. Офисные работники выгорают от бессмысленности того, что они делают (исследования показывают, что более 70% сотрудников офиса не видят смысла в своей работе). А вот сотрудники НКО подвергаются риску, несмотря на любовь к работе и ее осмысленность. Если работа нравится, выгореть даже легче, объясняет психолог, — человеку сложнее остановиться и закончить рабочий день вовремя. В НКО это усугубляется большим объемом работы.

«Для меня выгорание — это в большей степени про усталость, — добавила Татьяна Бочарова, руководитель проекта «Помощь волонтеров» Фонда помощи хосписам «Вера». — В некоммерческой сфере у тебя другая мотивация. Когда перед тобой благополучатель, остановиться сложно — хочется делать и делать».

Татьяна Бочарова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

«На английском этот термин звучит как burnout, — отмечает Алексей Газарян, педагог-психолог, сооснователь коммуны равных «Квартал Луи». — У нас говорят «выгорел». То есть некоторый объем «топлива», «заряд батарейки» в человеке закончился. С одной стороны, эта «физическая» метафора помогает лучше понять свое состояние и начать о себе заботиться. С другой стороны, она может приводить в тупик. Я выгорел, и что дальше?»

«Я бы предложил другой образ — то, что обжигает человека. Ведь это не тотальное страдание — бывают моменты, когда ты проживаешь отличный рабочий день. Но затем тебя что-то обжигает. Например, что меня не похвалили, что делаем много, а не видим результата, что государство может свести все усилия на нет. И эта идея делает нас не машинами, в которых закончилось топливо, а живыми людьми со своими ценностями», — отмечает Алексей Газарян.

Алексей Газарян. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Чек-лист

Риск выгорания повышается, если человек слабо разбирается в своих чувствах, эмоциях, не понимает, сколько у него ресурсов. Так легче потеряться в работе. Психолог Александр Арчагов советует ответить на несколько вопросов:

  • Насколько вы хорошо себя чувствуете, работая так, как работаете? Вам может нравиться работа, но вы чувствуете себя плохо, потому что тратите слишком много сил.
  • Насколько вы заботитесь о себе, делаете что-то для себя? Насколько вы разбираетесь в своих эмоциях, знаете, что чувствуете?
  • Сколько людей могут безусловно поддержать вас? В идеале их должно быть четверо или пятеро. Можно заранее договориться с ними о том, что вы будете звонить в трудную минуту.

Алексей Газарян советует составить чек-лист составляющих работы, которые важны для вас и от которых вы чувствуете себя хорошо. Например, творчество, азарт, новизна. Так вы сможете понять, чего вам не хватает и что стоит добавить.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Поддержка коллег и психологов

Эксперты советуют выстраивать в своих организациях поддерживающие сообщества. Приглашать коллег на чай, где можно просто пожаловаться или не разговаривать о работе, просить друг у друга поддержки.

В интеграционном центре «Такие же дети» волонтеры, которые обучают детей беженцев школьным предметам, могут обратиться к штатному психологу, если у них возникли проблемы.

«На первом же занятии мы говорим волонтерам, что, если ребенок не может выучить русский за два занятия, это нормально. Дайте время себе и ему. Не думайте, что это ваша вина, не делайте скоропалительных выводов, давайте разберемся в этом вместе. Вы всегда можете обратиться к штатному психологу. Людей успокаивает наличие в организации инфраструктуры, которая их поддерживает», — рассказала Анна Тер-Саакова, экс-директор Интеграционного центра «Такие же дети».

Анна Тер-Саакова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Очные встречи с психологом для своих координаторов хосписов проводит и фонд «Вера».

«Эти встречи мы проводим на средства Президентского гранта, по которому поддерживаем родственников тяжелобольных людей и обучаем тех, кто с ними работает. На встречах с психологами координаторы учатся говорить, в какой момент нам было страшно, когда мы не знали, как себя вести. В итоге оказывается, что у координаторов, которые каждый день заботятся о тяжелобольных людях, одни и те же проблемы, и становится легче», — отметила Татьяна Бочарова.

По словам эксперта, такие встречи показывают человеку, что он не один и другие координаторы испытывают похожие эмоции.

Татьяна Бочарова (слева) и Анна Тер-Саакова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Видеть результат

Завышенные или размытые требования к результату — еще одна причина эмоционального выгорания сотрудников НКО. Если сотрудник не видит заявленного результата в течение долгого времени, он начинает чувствовать свою некомпетентность, нарастает чувство вины.

«У НКО представление о результате часто размыто. Это порождает разное понимание того, достигаем мы его или нет. Нужно собраться и поговорить, как мы понимаем наш результат, с чего мы решили, что его реально достичь. Если мы не научимся видеть результат, будет очень тяжело. В этом смысле мне помогло чтение годовых отчетов других некоммерческих организаций. Нам кажется, что все вокруг нас сворачивают горы, а на самом деле они делают понятные, земные вещи. Просто нужно научиться их видеть», — говорит Алексей Газарян.

По мнению эксперта, не стоит использовать негативно обобщающие слова, которые окрашивают всю работу в черный цвет. «У нас ничего не получается», «Все наши клиенты бесперспективны», «Помогать бесполезно» — такое отношение к работе сводит на нет все достижения НКО.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Что делать, если выгорание наступило

Если вы понимаете, что чувствуете себя плохо, вы эмоционально устали и теряете интерес к работе, не пытайтесь себя сверхмотивировать — это требует больших усилий, но может не привести к результату. Эксперты предлагают несколько вариантов:

  • Предложите коллегам встречаться вне работы, чтобы делиться друг с другом проблемами или говорить о чем-то другом.
  • Обратитесь к психологу.
  • Больше гуляйте и смотрите вокруг себя.
  • Позвольте себе просто полежать и ничего не делать.

Смотреть видеозапись

Паблик-ток проводится в рамках медиаклуба «АСИ — Благосфера» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Медиацентр «АСИ – Благосфера» — это совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов — медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике