Фото: Александра Захваткина / АСИ

Арт-директор Гоголь-центра – о том, как взаимодействовать с гостем, транслировать свои ценности, и почему сотрудники пространства – тоже часть брендинга.

В центре «Благосфера» прошла Вторая общероссийская конференция «Фабрика пространств». Представители общественных пространств России, бизнес-структур и НКО обсудили, как развиваются эти пространства, что становится основной движущей силой в этом процессе и как сделать так, чтобы люди захотели в такие места приходить.

Во время секции «Язык коммуникации общественных пространств» Наталья Шендрик, арт-директор Гоголь-центра и преподаватель Школы дизайна Высшей школы экономики, рассказала, как с помощью грамотного визуального оформления привлечь в пространство больше людей.

Первый контакт

Когда человек идет по улице мимо вашего общественного пространства, нужно привлечь его внимание и завлечь посетителя внутрь. Как правило, первое, что видит человек, проходя мимо, — это вывеска. Именно она в большинстве случаев побуждает его зайти и поинтересоваться.

«Сейчас у Гоголь-центра много логотипов на здании, хотя нам долго не давали это сделать, и театр какое-то время существовал вообще без вывески. Это было очень тяжело: люди путались», — говорит Шендрик.

Наталья отмечает, что некоторые общественные пространства удачно используют свои витринные окна. Благодаря им человек сразу видит, что происходит внутри. Но такие исходные данные бывают не всегда.

«Если помещение полуподвальное, можно использовать окна и повесить в них что-то, что привлечет внимание человека», — делится Шендрик.

Впрочем, иногда вывеска с названием пространства вовсе не обязательна. В качестве примера Наталья приводит здание Музея современного искусства на Петровке: там нет их собственного большого логотипа, зато есть надпись «Все будет хорошо», которая часто появляется в инстаграмах горожан. Это отлично работает на узнавание места.

Внутренний брендинг

Это примерно то же, что и первое узнавание, только уже внутри, когда человек все-таки зашел в пространство. Здесь важно не переставать напоминать ему, где именно он находится.

«У вас есть задача и дальше коммуницировать с человеком, не отпускать его внимание и продолжать рассказывать свою историю», — говорит Наталья.

Наталья Шендрик. Фото предоставлено центром «Благосфера»

Один из вариантов обозначить большое пространство и расставить акценты – разместить фирменный логотип в зоне ресепшен. Более того, часто крупный логотип становится не только хорошим маркером пространства, но и игровым моментом – все зависит от фантазии организаторов и дизайнеров.

В Гоголь-центре, по словам Шендрик, сотрудники тоже стали частью внутреннего брендинга: они одеты в красные толстовки с узнаваемым белым логотипом театра.

«Их отлично видно в толпе посетителей, они транслируют символику центра, и их легко найти, чтобы обратиться за помощью», — комментирует Наталья.

В случае когда нет возможности сделать что-то большое, можно обойтись пресс-воллом и баннером с символикой пространства.

Трансляция ценностей

Сюда относится то, что важно для общественного пространства: вещи, которые оно хочет рассказывать про себя, то, чем оно гордится.

«В московском Театре Маяковского на потолке большого круглого фойе расположена вся история театра, проиллюстрированная картинками. Когда люди пришли на спектакль и ждут его начала, они могут самостоятельно посетить такую «экскурсию» по истории театра и спектаклей, которые тут ставили», — рассказывает Шендрик.

По ее словам, на малой сцене театра есть маленькие фигурки актеров, которые там играют. Эти фигурки пользуются большим успехом у посетителей, потому что к портретам актеров в фойе все привыкли, а объемные реалистичные скульптуры пока в новинку.

«Это небанальная подача того, что есть в каждом театре, но руководство театра уделило этому немного больше внимания и выдумки и, следовательно, получает больше внимания от зрителя», — говорит Наталья.

На стенах можно разместить важные цитаты – как пример ценностей, которые организаторы пространства хотели бы донести до своих гостей.

«В Гоголь-центре мы разместили на стенах цитаты режиссеров. Мы выбирали то, что для нас важно, чтобы подчеркнуть преемственность традиций, и хотели, чтобы люди знали об этом», — делится Наталья.

Привычных фотографий актеров в Гоголь-центре нет, зато есть портреты авторства Кати Щегловой. Шендрик рассказывает, что расположены они не в общественном пространстве, куда приходят зрители, а во внутреннем. По ее словам, это важно для поддержания боевого творческого настроя сотрудников – не стоит забывать, что помимо «гостевой» миссии, которую имеет общественное пространство, существует и внутренняя история.

Передача информации

В любом общественном пространстве есть информация, которую нужно транслировать и рассказывать гостю о текущих и будущих мероприятиях. Когда информации много и она постоянно сменяется, как обычно бывает в театрах, самым удобным носителем становится афиша или баннер. Она легко крепится, снимается и не требует особенных затрат.

По мнению Шендрик, привнести творческую составляющую можно даже в банальный план пожарной эвакуации, обязательный для всех помещений.

«Даже такая, казалось бы, скучная вещь – очень большое поле для применения дизайнерской мысли и умения. Жаль, что дизайнеры на него редко обращают внимание», — говорит Наталья.

Навигация

Правильная навигация – одна из важнейших вещей в общественном пространстве. Если она сделана некачественно, гость будет путаться в помещениях и раздражаться от этого. Навигация нужна любому пространству, а большому тем более.

Можно соотнести размер помещения и стиль навигации. Так сделали в Третьяковской галерее на Крымском валу: огромные надписи, обозначающие названия залов, гармонично сочетаются с общим объемом пространства. По мнению Натальи, такая навигация помогла помещению галереи обрести собственное лицо.

Интересно обыграть можно даже привычные и, в общем-то, стандартные вещи, например гардероб. В Гоголь-центре номерки от одежды и вешалки оформили в единой стилистике.

«Это сделали для удобства гостей: форма номерка от одежды совпадает с формой секции гардероба, где гость оставил вещь. Это помогает людям быстрее сориентироваться в пространстве и меньше времени провести в очереди в гардероб», — говорит Шендрик.

Присвоение

Чтобы человек ощущал себя комфортно в каком-либо пространстве, нужно помочь ему почувствовать свою причастность. Один из самых простых вариантов – разложить повсюду бумажные информационные носители и листовки – гости смогут их забрать, присвоить. В некоторых общественных пространствах дают наклейки или раскраски – это более «долгоиграющий» вариант. Украсив наклейкой свой ноутбук, человек будет вспоминать о пространстве всякий раз, когда потянется к его крышке, а разрисовывание комиксов вообще может затянуться на долгие месяцы. И все это время пространство будет так или иначе напоминать человеку о себе.

Еще один вариант надолго закрепиться в душе гостя – вовлечь его в оформление пространства. Так сделали в клубе «Петрович» на Мясницкой улице. Там гостям предлагали принести свою вещь для оформления интерьера и взамен дарили карточку клиента.

«Гостю было приятно приходить и рассказывать друзьям: «Это было у моей бабушки, а это я принес с дачи». Момент узнавания делает место родным, и сюда хочется возвращаться снова и снова», — уверена Наталья.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем