Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Как некоммерческие организации строят коммуникации со своими коллегами и волонтерами и объясняют смысл своей работы другим людям, обсудили участники паблик-тока в медиацентре “АСИ-Благосфера”.

Общие ценности

В некоммерческие организации приходят люди с разным бэкграундом: кто-то знакомится с сектором с нуля, кто-то — имеет за плечами большой опыт волонтерства и работы в других НКО. Но их ценности должны быть схожими, считают участники паблик-тока.

«Мне кажется, невозможно прийти в Мемориал, если ты не разделяешь наших ценностей, — считает Екатерина Мельникова, координатор проекта «Это прямо здесь» Международного Мемориала. — Зачем? Мы не обладаем ресурсами такого масштаба, чтобы идти к нам ради денег. Люди идут за идеей. Они понимают, что хотят изучать историю террора. К нам не пойдут люди, которые в это не вовлечены, иначе уйдут очень быстро», — рассказывает Екатерина.

Екатерина Мельникова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Ценности организации сотрудник или волонтер может понять и принять уже в процессе работы, отмечает Светлана Файн, доброволец движения «Друзья на улице» («Друзья общины святого Эгидия»), которое помогает бездомным людям. По ее словам, не все волонтеры любили бездомных людей, когда пришли к «Друзьям на улице». «Человек приходит к нам, потому что ему любопытно, он что-то ищет и его часто что-то цепляет. Мне кажется, цепляет дружеское отношение между нами и с теми людьми, которые приходят за помощью», — отметила Светлана Файн.

В некоторых некоммерческих организациях предусмотрен долгий этап подготовки будущего сотрудника к работе.

«В ЦЛП попадают люди из разных сфер. Но если человек хочет у нас работать, он сначала приходит как волонтер, неважно, какое у него образование, — рассказывает Ксения Рейцен, член дирекции Центра лечебной педагогики. — Волонтером он работает какое-то время — месяц, два, иногда полгода. Потом есть движение от стажера к специалисту. Это дает возможность человеку в менее ответственной обстановке познакомиться с тем, что происходит в ЦЛП, как устроены занятия, понять, какие у нас ценности и соотносятся ли его ценности с нашими, какие у нас методы работы, что мы точно не делаем. И постепенно наращивается уровень ответственности, который человек готов на себя взять как педагог».

Ксения Рейцен. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Вопросы и ответы

Многие волонтеры и сотрудники приходят в третий сектор недостаточно информированными. Некоторые организации создают учебные пособия, проводят занятия или совместные обсуждения. Центр лечебной педагогики организует семинары по всей России для обучения специалистов, издает книги и брошюры о том, как общаться с родителями особенных детей, и задачах волонтера.

«Друзья на улице» совместно с «Ночлежкой» и сетью организаций «Если дома нет…» создали сайт про бездомных людей «Разницы.NET«, на котором есть информация о том, как живут бездомные и какие проблемы у них возникают. Если у волонтеров движения остаются вопросы или появляются трудности, они могут обратиться к другим волонтерам и вместе их обсудить, поделилась Светлана Файн.

Светлана Файн. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Добро в массы

Для того чтобы нести ценности некоммерческой организации в большой мир, нужно в доступной форме объяснять людям, чем занимаются НКО и кому помогают. Татьяна Честина, руководитель движения «ЭКА», считает, что многие люди разделяют ценности их движения, но не обладают достаточной информацией в сфере экологии.

«Один из главных вопросов в нашей организации — как сделать экологию понятной людям, — говорит Татьяна Честина. — Например, у нас есть направление — экологические уроки, и мы всегда думаем, как «упаковать» эти уроки, много учимся бизнес-инструментам, социальному дизайну. В экологии много мифов. Некоторые считают, что экологи — это такие люди, которые должны убирать мусор и сажать деревья. Мы, например, не занимаемся уборками, но можем научить, как заставить убрать или как мусор вообще не создавать. Кто-то говорит, что экологи — тормозы прогресса. И мне интересно исследовать истоки этих мифов и понять, как это преодолеть».

Татьяна Честина. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

По словам Екатерины Мельниковой, материалы об организации и ее работе должны быть короткими и наглядными. «Мы занимаемся всей историей репрессий с 1917 по 1991 год и стараемся подавать это так, чтобы каждый человек мог переварить, — отметила Екатерина Мельникова. — У нас есть выездные лекции, экскурсии по Москве. Мы стараемся делать что-то иллюстративное — например, сделали карту Москвы и показали на ней точки репрессий. Я не вижу смысла в трехчасовых семинарах. Лучше давать человеку что-то короткое, чтобы он сам начал искать и погрузился в это».

Амбассадоры

Когда обученные сотрудники и волонтеры рассказывают о деятельности НКО людям не из третьего сектора, то  они могут выступать как амбассадоры организации. Но это личный выбор каждого волонтера и сотрудника, говорит Екатерина Мельникова.

«Каждый должен сам выбирать, насколько эта деятельность глубоко в его жизни. Каждый человек выбирает тот формат распространения информации, который он считает нужным. К этому нельзя принуждать», — объясняет Екатерина.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

«Принуждать, конечно, не нужно, но я поддерживаю, если человек рассказывает об этом, — добавила Светлана Файн. — Для нас это очень ценно. Если я слышу, что кто-то говорит — все бездомные плохие, я, конечно, могу промолчать, но скорее всего отреагирую и попытаюсь найти какие-то слова».

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Смотреть видеозапись

Паблик-ток проводился в медиаклубе «АСИ-Благосфера» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Медиацентр «АСИ – Благосфера» — это совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов — медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен

 

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ!

24 октября АСИ исполнилось 24 года.

Благодарим за сотрудничество и надеемся на вашу поддержку.

Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем