Новости
Новости
19.03.2024
18.03.2024
15.03.2024
18+
Новости

Книжный клуб «Благосферы»: кому нужна некоммерческая литература и как ее издавать

На традиционной встрече книжного клуба в центре «Благосфера» представители НКО обсудили варианты издания некоммерческой литературы и перспективы ее развития.

Директор центра "Благосфера" Наталья Каминарская. Фото: центр "Благосфера"

На этот раз участники встречи обсуждали судьбу некоммерческой литературы и новые издательские проекты сектора. Модератором выступила директор центра Наталья Каминарская.

Какая бывает некоммерческая литература

По мнению Натальи, сейчас можно выделить два основных направления в некоммерческой литературе. Среди первого — учебники по фандрайзингу, инструкции, как общаться с корпоративными донорами и работать со СМИ, то есть качественно написанные сборники кейсов.

«У нас есть целая подборка подобных книг из разных городов, которые издают и распространяют НКО. Чаще всего эти книги издаются при поддержке частных фондов и корпоративных бизнес-структур», — сказала Каминарская.

Второе направление относительно новое. Это некоммерческая литература, которая появляется в книжных магазинах и доступна не только сотрудникам НКО и узким специалистам. Такие книги издательства выпускают по собственной инициативе.

«Я нашла книгу, изданную «Альпиной Паблишер» — «Маркетинг для современных Робин Гудов». Они сами ее нашли, перевели и напечатали», — поделилась Наталья.

Выставка некоммерческой литературы. Фото: Александра Захваткина / АСИ

Специально ко встрече клуба организаторы подготовили небольшую выставку «Эволюция изданий НКО с 1990-х до наших дней», где представили самые разные книги некоммерческого сектора.

Наталья Меликсетян, директор ресурсного центра поддержки слепоглухих и их семей «Ясенева поляна», который учредил фонд «Со-единение», рассказала, что их центр тоже выпускает разную литературу. Есть книги, которые больше интересны специалистам, например «История обучения слепоглухих в России». Меликсетян отметила, что эти книги очень востребованы, в том числе среди иностранных коллег.

Вторая ветвь издательской деятельности «Ясеневой поляны» — книги для широкого круга читателей.

«Мы издаем такой научпоп про слепоглухих людей. Например, есть книга известного слепоглухого профессора Александра Суворова, а также издание про Загорский детский дом», — рассказала Наталья.

Наталья Меликсетян. Фото: центр «Благосфера»

Издательство фонда «Нужна помощь» открылось год назад и уже выпустило несколько книг.

«Буквально вчера мы отдали в печать еще две книжки, обе выйдут в октябре. Первая книга — «Жизнь, которую вы можете спасти» философа Питера Сингера, это такой манифест альтруизму. Вторая – методическое пособие для работников НКО «От намерения к результатам», — рассказал представитель издательства Александр Фудин.

Ассоциация «Юристы за гражданское общество» издает правовую литературу для руководителей и юристов НКО.

«В наших книгах описаны правовые тонкости, которые либо забываются, либо не всегда известны сотрудникам НКО. Печатаем разные книги, начиная от сборника уставов», — поделилась представитель ассоциации Александра Светланова.

Ирина Юрьева из  издательства «Олимп-Бизнес» ведет серию «Как жить». Она рассказала, что осенью этого года выйдут в свет первые книги серии — «Поговорим о депрессии» и «Поговорим о деменции». Второе издание выпускается совместно с фондом «Альцрус».

На встрече был представитель некоммерческого международного проекта «Пижамные библиотечки» Матвей Членов. Он рассказал, что проект существует в 17 странах, где издает и распространяет художественные книги для еврейских детей на четырех языках, включая русский.

Почему НКО решают издать книгу

По мнению большинства гостей, в первую очередь некоммерческие организации начинают издавать литературу, потому что есть запрос: от узких специалистов, родственников пациентов и сотрудников смежных НКО.

«Сначала появляется запрос, а уже потом ищется ресурс. В случае с прикладной литературой — брошюры для врачей и родственников пациентов хосписа, например. Это происходит от необходимости. У людей нет четкого мануала, куда обращаться в разных сложных случаях. Есть некие информационные дыры, которые нужно закрывать», — считает Ирина Юрьева.

В случае фонда «Нужна помощь» появление издательства стало логическим продолжением просветительской деятельности, которую ведет фонд. Александр Фудин также отметил, что участникам сектора зачастую не хватает информации.

«Мы собираем деньги для разных фондов, и основная цель создания издательства – это создание литературного базиса. В России сейчас очевидный дефицит некоммерческой литературы и информационный вакуум», — сказал Фудин.

Проект «Ясенева поляна» основной целью своей издательской деятельности, как и многие другие НКО, считает информирование и просвещение.

«В самом начале, когда фонд возник, он «зашел» с этими книжками, чтобы больше людей узнали о нашей теме. Мы их раздавали на мероприятиях — бесплатно или за пожертвование», — поделилась Меликсетян.

По мнению участников встречи, издание некоммерческой литературы помогает вовлечь в ту или иную проблематику большее количество людей, но финансовой выгоды такая деятельность не приносит.

Бесплатно или за деньги?

Как правило, НКО распространяют свою литературу бесплатно или за символические пожертвования. Однако тематика многих книг, по мнению экспертов, может быть полезна и интересна широкому кругу читателей, и многие сотрудники некоммерческого сектора хотели бы, чтобы книги появились в магазинах.

Главный недостаток этого пути – высокая стоимость книги, которая неминуемо вырастет при условии продажи в офлайновом магазине. Однако есть книги для узких специалистов, которые доступны только ограниченному кругу человек. А профессионал, готовый заплатить деньги за книгу, не может найти ее в открытом доступе.

Фото: Александра Захваткина / АСИ

Участники встречи рассказали, что небольшим тиражом был выпущен оксфордский учебник паллиативной помощи. Есть множество специалистов, которым нужна эта книга, они готовы ее купить, но фонд уже получил права на бесплатное распространение и не может ее продавать за деньги.

В таком случае, по мнению Матвея, есть очень действенный и бюджетный способ распространить книгу среди как можно большего количества людей – надо просто разослать ее бесплатно и не делать ставку на продажи в магазинах.

«Распространение через торговые сети достаточно проблематично. Во-первых, каждые несколько месяцев они обновляют свою линейку, во-вторых, любая книга имеет некоторый порог продаваемости. Наценка на нее, раскладка в магазине – все влияет на продажи. Например, себестоимость издания этой нашей книжки — 56 рублей. Почтовые расходы, чтобы отправить ее нашему читателю в любой уголок России, составят около 75 рублей. А в магазине она будет стоить не меньше 250 рублей», — уверен Матвей.

Какое издательство выбрать

Многие НКО издают книги за счет донорских средств, и здесь очень важно найти нормальное соотношение качества и цены. В работе над созданием книги задействовано множество разных специалистов: редакторы, корректоры, верстальщики, дизайнеры. Все решают этот вопрос по-разному.

Фото: центр «Благосфера

Ассоциация «Юристы за гражданское общество», например, создает книги собственными силами и за свой счет. Максимум — пользуется услугами корректора. Частной типографии, с которой сотрудничает ассоциация, остается только напечатать тираж.

«Нам приходится часто издавать книги, потому что юридическая литература быстро устаревает и теряет актуальность. Наша специфика еще в том, что любой руководитель хочет получить информацию быстро. Поэтому мы все делаем сами: готовим текст, верстаем, придумываем все сами от начала и до конца», — рассказала Александра.

По мнению Матвея Членова, из всего разнообразия издательств лучше выбрать небольшое. Как правило, размер издательства и его экспертиза – вещи не связанные. Также вероятно, что загрузка небольшой конторы будет меньше. Соответственно, и тираж они смогут сделать быстрее, чем большие известные издательские дома, очередь на печать у которых может составлять до нескольких недель и месяцев.

«Выбирая издательство, посмотрите на его офис. Если он большой и красивый, то все это будет заложено в стоимости вашей книжки. В России существует масса мелких издательств, и с ними нужно иметь дело — они с удовольствием будут работать с НКО», — уверен Членов.

Один из вариантов сэкономить на производстве книги – издавать электронные версии. По словам экспертов, некоторые электронные ресурсы требуют от НКО контролировать распространение электронной версии книги. Это не так сложно, как кажется: можно сделать доступ к книге только по регистрации. В таком случае удастся не только соблюсти требования ресурса, но и получить портрет покупателя.

Подписывайтесь на канал АСИ в «Яндекс.Дзен».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике