Новости
Новости
25.04.2024
24.04.2024
23.04.2024
18+
Новости

«Главная школьная реформа после появления книгопечатания»: Евгений Бунимович об электронной школе

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович – о гаджетах, электронных учебниках и роли учителя в современной школе.

Евгений Бунимович. Фото: Артем Житенев / РИА Новости

В московских школах постепенно вводится новый формат обучения — при помощи электронной системы МЭШ (Московская электронная школа). Участие в проекте добровольное, все зависит только от желания конкретного преподавателя учить детей с помощью электронных интерактивных материалов.

Что такое МЭШ

Авторы инициативы называют МЭШ системой образования будущего и обещают, что она позволит использовать все плюсы современных цифровых технологий.

«Это уникальное сочетание традиционного образования и цифровых технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому», — пишут на сайте государственных услуг.

По мнению Уполномоченного по правам ребенка в Москве, заслуженного учителя России Евгения Бунимовича, процесс изменений в школе происходит сегодня во всем мире, и вхождение компьютеров в школу – это не просто еще один инструмент, это изменение всей парадигмы школьного образования.

«Это, пожалуй, самая главная реформа школы, которая происходит впервые после появления книгопечатания. Все, к чему мы сейчас привыкли: печатные учебники, перемены, парты, — под вопросом. Непонятно, почему дети должны собираться именно по 25-30 человек, почему они должны в одном темпе проходить материал, если все они разные и, может быть, кто-то запоминает медленнее, но надежнее. Школа – инерционная система, и поэтому первая реакция – сопротивление», — сказал Агентству социальной информации Евгений Бунимович.

Вместо обычной меловой доски разработчики МЭШ предлагают пользоваться многофункциональной интерактивной панелью с сенсорным экраном, на которой можно делать записи, смотреть фото и видео, выходить в интернет и демонстрировать цифровые материалы урока.

«Вместо набитых учебниками портфелей — цифровые материалы. Вместо проверочных работ на листочках — интерактивные тесты. Вместо плакатов на стенах и распечатанных картинок в руках учителя — мультимедийные сценарии уроков. Вместо бумажных дневников — возможность узнавать об успехах ребенка онлайн с вашего гаджета», — сообщают авторы. Сервисы МЭШ доступны онлайн всем: учителю, родителям и ребенку.

«Сегодня все основные издательства уже разрабатывают учебники на электронной основе. Я уверен: нужно создавать не просто учебник, а некую компьютерную поддержку, пространство, в которое можно углубиться: если тебя заинтересовала какая-то тема, ты можешь погрузиться в нее подробнее. Или наоборот: не усвоил что-то, значит можешь взять дополнительные упражнения, которых нет в учебнике», — рассказал АСИ Бунимович.

После апробации, которую в Департаменте образования Москвы посчитали успешной, проект предлагают внедрять во всех образовательных организациях столицы. Об этом сообщается на официальном сайте системы.

Традиции и технологии

У родителей школьников проект вызывает опасения, потому что пока непонятно, как занятия с использованием большого количества электронных материалов отразятся на здоровье детей.

«Опасения родителей и врачей обоснованны, потому что необходимо понять воздействие электронной среды на ребенка. Я смотрел экспертные оценки – они сложные, противоречивые. Думаю, все это будет совершенствоваться – и с точки зрения влияния на здоровье, и с точки зрения качества самой продукции. Очевидно, что у компьютерных систем есть масса образовательных возможностей. Бороться с этим просто бессмысленно», — уверен Евгений Абрамович.

Члены Московского родительского клуба обратились в Департамент образования Москвы с просьбой разъяснить, на каком основании вытесняют традиционное образование. Они обратили внимание на отсутствие санитарной и психолого-педагогической экспертизы технологий, применяемых в МЭШ. По их словам, данных о проведенных исследованиях в открытом доступе нет.

Из Департамента образования ответили, что МЭШ внедряется «в рамках обеспечения современных условий обучения и воспитания, модернизации устаревшей цифровой инфраструктуры образовательных организаций, дистанционных образовательных технологий». Также сотрудники департамента перечислили федеральные законы и нормативно-правовые акты, обуславливающие создание МЭШ.

«Родители встревожены, потому что в основном все хотели бы воспроизводства той системы, в которой учились они сами. Это привычно и естественно, и вообще изменения всегда вызывают опасения. Хотя в школах уже введены электронные пропуска, питание по электронным карточкам, электронные дневники и журналы, и, кажется, почти все уже оценили преимущества мгновенной связи и полной информации», — рассказал Бунимович Агентству социальной информации.

Некоторые родители школьников выразили сомнения в том, что МЭШ в принципе нужно внедрять в школах.

«По-видимому, никакого широкого обсуждения МЭШ и не предполагается. Огромные суммы денег уже вложены, заключены серьезные контракты, закупается дорогое высокотехнологичное оборудование (к примеру, стоимость одной интерактивной доски – около 500 тыс. руб.)», — писали в Сети.

Отмечали также переизбыток цифровых гаджетов в мире современного школьника.

«МЭШ — это просто всероссийское зло. Как можно это допустить? Дети и так уже интернет-зависимые. Давайте их вообще в виртуальное пространство переселим! Ужас!» — жаловались родители.

Однако гаджеты, которые окружают ребенка дома, и электронный формат обучения – разные вещи.

«Все понимают: мы живем в цифровом веке, и поэтому от цифровизации никуда не уйти. Это тревожно, но надо понимать, как с этим быть. Не думаю, что МЭШ – главная опасность в этом процессе. В интернете дети сталкиваются с буллингом, опасными сайтами – это широкий и не решенный пока ни в одной стране мира вопрос», — поделился Бунимович.

Новая роль учителя

Еще один вопрос, который затрагивает внедрение МЭШ, — изменится ли роль учителя в школьном процессе. Сейчас в проект может включаться не вся школа сразу, а конкретные преподаватели, которые больше других хотят внедрять цифровые технологии в свои уроки.

«Это очень неплохо, что учителя задумываются: а что же я? Получить знания можно любым способом, сейчас это легко. Значит, учитель должен стать тем проводником, который умеет мотивировать детей на поиск знания и показывает, что такое реальные знания и что такое фейк», — говорит Бунимович.

Раньше главной проблемой школьников, по словам омбудсмена, был недостаток информации. Сегодня главная проблема – ее переизбыток.

«Сталкером в море информации сегодня и должен быть учитель. Современные школьные процессы, в том числе появление МЭШ, заставляют учителя думать о своей роли в образовательном процессе и ставят перед ним совершенно другие задачи», — говорит Бунимович.

Евгений Бунимович уверен, что для России с ее огромными пространствами цифровой формат и возможность обмениваться материалами между регионами будет очень полезным опытом.

«Мне нравится, что каждый учитель может не просто участвовать в проекте как пассивный потребитель, но и предложить разработки своих уроков. Интерактив – очень современная и правильная форма обучения. От учителя требуется не просто выполнить вышестоящие указания, как проводить урок, но и познакомиться с разработками своих коллег, которые участвуют в МЭШ. Это хорошая история», — считает Бунимович.

Подписывайтесь на канал АСИ в «Яндекс.Дзен».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике