Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Новости

«Никому не хочется тратить время»: как Яна Павлова адаптирует литературу под современного читателя

25-летняя писательница из Марий Эл пытается привить людям с клиповым мышлением интерес к классической литературе.

Яна Павлова. Фото из личного архива

Яна Павлова — филолог из Йошкар-Олы. Она учится в магистратуре Марийского государственного университета, пишет короткую прозу, публикуется в местном журнале «Литера» и выиграла в этом году Всероссийский конкурс «Золотое перо». Весной Яна стала победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов и выиграла грант 200 тыс. рублей на развитие филологической социальной сети «Пушкин в VK». Суть проекта в том, что люди выбирают писателей, создают от их имени посты и размещают на виртуальной стене. Еще на сайте можно пройти тесты и стать Петром Гриневым или Акакием Акакиевичем. Яна рассказала Агентству социальной информации, что ее вдохновило на создание некоммерческого образовательного проекта, почему проект подойдет людям с клиповым мышлением и кого из русских авторов можно читать вечно.

Что из себя представляет «Пушкин в VK»

Идея создания филологической социальной сети и желание участвовать в конкурсе молодежных проектов появились почти одновременно. Я узнала о конкурсе и, вдохновленная проектом «1917», подумала: почему бы не сделать то же самое, но в области русской литературы? Мне давно хотелось как-то убедить людей, что качественная литература — это интересно и познавательно.

Нужно было продумать этический момент и сделать список авторов. Я решила не брать наших современников, чтобы избежать конфликтных ситуаций, ведь пользователь действует на сайте как бы от имени писателя.

Пользователи могут выбрать своего любимого писателя и вести соцсеть от его имени

Официально проектом занимаюсь одна я. Еще мне помогают программист, дизайнер, SMM-щик, с ними я заключила договоры подряда. Параллельно с этим в создании сети участвовали преподаватели моего университета, помогали советами и, конечно, критикой.

Я лично модерирую тексты, которые пользователи загружают на сайт. Однако когда человек регистрируется на сайте, он принимает пользовательское соглашение, в котором указано, что участник сам несет ответственность за представляемую на сайте информацию. Такая предосторожность необходима, потому что я физически не могу модерировать тексты 24 часа в сутки.

Благодаря проекту можно хотя бы ненадолго стать загадочным господином Н.Н.

Проект запущен в конце июля, сейчас он находится в режиме отладки, тестирования и доработки. На данный момент мы имеем 17 активных пользователей из 121 возможных, то есть заполнена примерно одна пятая часть аккаунтов. В ближайшее время мы расширим список доступных авторов и добавим зарубежных авторов — во всяком случае пользователи об этом просят.

Для кого 

Целевая аудитория — люди, которые уже увлечены литературой. А привлечение к словесности тех, кто ей не интересуется, должно, по моим задумкам, произойти за счет узнавания современного формата социальной сети.

Сейчас много говорят о клиповом мышлении — в первую очередь оно развито у молодых людей, выросших в эпоху глобализации. Проект как раз и нацелен на них: посты с яркими картинками, краткие записи, отрывки из текстов, тесты, наполненные графическим контентом.

Если человек охотно делает посты «ВКонтакте» и читает ленту этой социальной сети, то у него, вероятно, появится желание полистать ленту и «Пушкина в VK» — хотя бы потому, что она похожа на «ВКонтакте». А если пользователь листает ленту, то ему уже недалеко и до интереса к литературе. Ну и, наверное, многим хотелось бы хотя бы ненадолго побыть великим писателем: Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым.

Почему люди не читают

Основная причина, почему люди не читают, — это объем текстов. Никому не хочется тратить много времени, чтобы прочесть «Онегина» или познакомиться с творчеством Горького.

Мой проект решает эту проблему, предлагая пользователям лаконичные, яркие тексты, способные тронуть за душу потенциального читателя. Если это произошло, вероятно, читатель захочет узнать чуть больше об авторе, чья цитата ему так понравилась.

Короткие посты и цитаты, по мнению Яны, могут заинтересовать литературой молодежь

Современный человек часто видит только короткие тексты: рекламу, посты в соцсетях. Объемные полотна его пугают, поэтому такому искусству, как словесность, нужно адаптироваться под своего потребителя. Если современная литература делает это самостоятельно (вспомним популярность тех же комиксов и графических романов), то литературе минувшего времени нужно немного помочь. Это я и пытаюсь сделать: адаптировать ее под современного читателя.

Зачем нам всем нужна литература

Читать — означает расти, расширять кругозор, воспитывать в себе рефлексию, а, значит, становиться лучше. Литература — это преобразованный и трансформированный опыт поколений, которого нам часто не хватает.

С другой стороны, это путь в другой, параллельный мир для тех, кто устал и хочет погрузиться в иную действительность. Эта функция литературы — развлекательная — в последнее время, конечно, выходит на первый план: мы читаем детективы, причем далеко не Агату Кристи, и романы, но совсем не Дюма или Толстого.

Это обидно, потому что в массовой литературе отсутствуют душа и идея. Из этой литературы совершенно нечего взять, кроме пустоты и смутного ощущения, что тебя обманули.

Литература — то, что воспитывает и формирует нас. Представьте, если бы каждый ребенок прочел «Тимура и его команду», то смог бы он пройти мимо человека, нуждающегося в помощи? Я не говорю, что литература спасет мир, но она сделает его лучше — и этого достаточно.

Я филолог, и для меня литература — это жизнь, поле моей учебной и научной деятельности и огромный мир возможностей. Как сказал кто-то из классиков, книга — это человек, который протягивает вам руку из прошлого.

Страницу Иосифа Бродского автор проекта ведет лично

Мой любимый поэт — Бродский, его страничку я веду лично. Его поэзия и эссе настолько метафизичны, что можно читать его вечность и так и не понять, о чем же он говорит. Я люблю загадки. Из прозаиков люблю Достоевского, потому что никто больше не смог настолько обнажить душу русского человека и показать то, что обычно предпочитают скрывать. Его аккаунт в проекте, кстати, пока свободен.

 

Подписывайтесь на канал АСИ в «Яндекс.Дзен».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике