Фото: flickr.com / mountaintidetech

На специальном заседании СПЧ эксперты обсудили меры по переработке твердых коммунальных отходов.

Любые предлагаемые меры по обращению с отходами не будут эффективны без структурных преобразований в гражданском самосознании, считает председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. Он подчеркнул, что бессмысленно строить сортировочные и перерабатывающие комплексы, пока граждане бросают мусор мимо урн и оставляют мусорные пакеты на лестничных клетках.

Федотов отметил, что сегодня лишь малая часть граждан готовы ответственно подходить к проблеме отходов, в то время как большая часть населения живет в парадигме «мой дом — моя крепость». При этом в СПЧ отмечают рост вовлеченности граждан в проблематику обращения с отходами. Если за первое полугодие 2016 года президенту поступило всего 2 947 обращений по этой теме, то за первое полугодие 2018 года — уже 23 789 обращений. Лидеры по количеству обращений — Москва, Московская и Владимирская области, а также Республика Татарстан.

Необходимо ввести ответственность для тех, кто реализует и разрабатывает правовую нормативную базу, касающуюся мусорной проблематики, которая также должна быть приведена в соответствие с иерархией обращения с отходами, считает руководитель направления по взаимодействию с органами власти ассоциации «Раздельный сбор» Анна Гаркуша. Раздельный сбор должен быть обязательным элементом в обращении с отходами, а власть должна обеспечить участие населения в этом процессе. Кроме того, нужно четко отделять понятие «твердые коммунальные отходы» от других отходов, подчеркивает эксперт: для населения должно быть невыгодно создавать твердые отходы и выгодно разделять мусор.

Сегодня органы власти при разработке документов не ориентируются на иерархию обращения с отходами и не соблюдают ее, поясняет Гаркуша. Внедрению раздельного сбора отходов мешает то, что целевые показатели, которые внедряет правительство, не намекают на то, что он должен существовать, считает эксперт. Кроме того, по мнению экологов, государство завуалированно поощряет полигонные захоронения. У региональных операторов, бизнеса и граждан нет стимулов для того, чтобы заниматься раздельным сбором, считает Гаркуша: предпринимателям проще заплатить в бюджет экологический сбор, средства от которого не пойдут на развитие раздельного сбора, а гражданам мешает отсутствие инфраструктуры для раздельного сбора и информирования о его преимуществах.

В 2016 году Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил проект «Чистая страна».

Власти планируют к 2021 году построить пять мусоросжигательных заводов общей стоимостью 243,4 млрд рублей: четыре завода в Подмосковье и один — в Республике Татарстан. Впоследствии эту практику планируется распространить на другие регионы страны. В Гринпис России считают, что проект не решит проблемы, связанные с отходами, и способен значительно ухудшить экологические условия жизни россиян. Экологи заявили, что проект опасен для жителей Новой Москвы и Подмосковья, и объединились в Альянс против сжигания и за переработку отходов.

1 июня 2018 года группа «РТ-Инвест», входящая в госкорпорацию «Ростех», начала строительство мусоросжигательного завода возле деревни Свистягино Воскресенского района Московской области. Речь идет не о мусоросжигании, а о термической переработке отходов в электроэнергию по современным технологиями, заявил Андрей Шипелов, генеральный директор компании «РТ-Инвест». По его словам, к экологическому контролю работы предприятий будут привлечены общественные организации, которым может быть обеспечен уникальный доступ к «черным ящикам» с информацией о функционировании заводов. Шипелов подчеркнул, что исследования и мировой опыт показывают, что подобные предприятия безопасны для населения. В Гринпис России считают, что мусоросжигательные заводы – это дополнительный источник выбросов токсичных веществ, которые приводят к росту онкологических заболеваний и вызывают бесплодие.

Существующие механизмы выявления мнения населения при строительстве объектов по переработке твердых коммунальных отходов не эффективны, заявил член СПЧ Евгений Бобров: публичные слушания – это механизм информирования граждан, а процедура голосования на общественных обсуждениях вызывает мало доверия. Что касается способов электронного учета общественного мнения, то эти механизмы находятся под слабым общественным контролем, подчеркивает правозащитник. Бобров предложил рассмотреть предложение о возможности решать такие ситуации посредством референдумов. При такой системе граждане подавляющим числом голосов могли бы решать, что обсуждаемая на референдуме тема для них неприемлема, после чего этот вопрос прорабатывался бы учеными, специалистами и правоохранительными органами.

В России наметился системный кризис

Он связан с тем, что вопросы, которые касаются граждан страны, считаются неприоритетными. Об этом заявил член СПЧ Иван Засурский. Напротив, частные интересы, связанные с компаниями, корпорациями и стратегиями органов власти имеют приоритетное значение, считает эксперт. Для улучшения ситуации необходимо публиковать информацию в открытом доступе в интернете, считает Засурский, потому что для того, чтобы начать думать, как решать проблемы, необходимы данные. Необходимо обеспечить доступ к информации, которой обладают органы власти и которая не является тайной, и наладить работу системы сбора технической информации о состоянии окружающей среды под контролем общественных организаций. Кроме того, по мнению эксперта, важно обеспечить участие ученых, которые занимались бы анализом ситуации и проводили необходимые исследования.

По итогам специального заседания СПЧ представит рекомендации, касающиеся обращения с отходами и учета мнения граждан.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем