Фото: Виталий Тимкив/РИА Новости

Жертвы буллинга рассказывают, как их обижали в детстве, и анализируют, как эти эпизоды повлияли на их жизнь.

Школьная травля (буллинг) – не страшная история из фильма «Чучело», а вполне современная проблема. Травля может возникать как в обычной окраинной школе, так и в самом крутом лицее. Противостоять буллингу можно, только объединившись. «Чтобы сделать ребенка счастливым, родители и учителя должны действовать вместе, а не обвинять друг друга», — считает президент благотворительного фонда «Галчонок» и идейный вдохновитель проекта «Травли.net» Ольга Журавская.

Буллинг, который всегда с тобой

Не обвинять получается далеко не всегда. Часто обида на выходки одноклассников живет в человеке всю жизнь, формирует комплексы и неуверенность в своих силах.

Все больше людей рассказывают о своих детских переживаниях и том, как их травили. В Сети по хештегу ‪#‎чтотебятакзадевает можно найти десятки подобных историй. Многие из них опубликованы на портале «Медуза». Взрослые люди вспоминают, как над ними смеялись, обижали, и анализируют, как эти эпизоды из детства повлияли на их дальнейшую жизнь.

«Два года назад я впервые пришла к психотерапевту: у меня был очень высокий уровень тревожности, что сильно осложняло жизнь. Мы начали обсуждать мою работу, но уже через 20 минут в разговоре возникли бывшие одноклассники — из той самой творческой школы.

Я рассказала, что они постоянно смеялись надо мной, придумывали обидные шутки, прятали вещи или делали вид, будто меня не существует», — рассказывает журналистка Юлия Дудкина.

«Это было проще»

Часто дети не видят ничего плохого в своем поведении и искренне не понимают, что причиняют однокласснику боль: моральную, а иногда и физическую.

«Несколько раз в школе я участвовал в травле одноклассников. Я, кажется, не делал ничего ужасного, но и не видел в происходящем ничего страшного»,

пишет издатель и журналист Илья Красильщик.

Обычно в буллинге участвует весь класс, ведь даже молчаливое невмешательство — это тоже своего рода участие. В любом коллективе есть лидеры и есть «наблюдатели», которые предпочитают либо не вмешиваться, либо примкнуть к более «сильной» части сообщества.

«Это было проще и безопаснее, чем идти против всех. А я тогда не особо задумывался, что чувствуют люди, над которыми все смеются», — рассказывает Дудкиной ее школьный обидчик, которого она нашла десять лет спустя.

Как травят дети и учителя

Объектом травли может стать абсолютно любой ребенок, но чаще жертвой становится человек, который чем-то выделяется из толпы: внешностью, особенностями речи или талантом.

«Я всегда была высокой, за что мне и доставалось. Во втором классе маленькая кудрявая девочка Диана придумала мне прозвище — жираф. Она дружила с мальчиками, которым это показалось смешным. Так и ходили они вчетвером и обзывали меня.

Однажды я не выдержала и ударила Диану с ноги в живот. Это был первый и, надеюсь, последний раз в жизни, когда я применяла к кому-то физическую силу. Диана меня больше никогда не трогала.

А вот другим одноклассникам повезло меньше. Близкую подругу — она худая и невысокая — почти три года называли глистой в скафандре. Моего соседа по парте несколько лет травили из-за веса. Однажды ему об голову разбили огромный снежный ком. Он разозлился и стал угрожать острыми ключами и кричать: «Зарежу!» — пишет редактор Наталья Кондрашова.

Нередко случается, что в травле участвуют и учителя. По словам Журавской, взрослые часто формулируют запрос к травле неосознанно, а дети просто принимают ту модель отношений, которую им показывают.

«В какой-то момент училка граждановедения, по совместительству завуч по воспитательной работе, остановила урок, вздела перст в моем направлении и, обращаясь ко всему классу, заявила: «Вот посмотрите — именно из таких людей вырастают преступники и убийцы!»

Сейчас изредка, перед самым сном, я мечтаю о том, что ответил ей нечто наглое и остроумное. Но тогда я молчал, а потом заплакал», — пишет корреспондент Евгений Берг.

Выделение члена команды и его отделение – первый признак травли. Возможно, это отголоски советской системы образования, которая подразумевала вину индивидуума перед коллективом.

«В этом была идеологическая суть советского коммунизма: мы не отдельные сильные индивидуумы, мы сильны только как общество. Но сейчас мы говорим: каждый человек уникален, обладает массой качеств и компетенций», — вспоминает Ольга Журавская.

Больше историй о травле можно найти по хештегу ‪#‎чтотебятакзадевает. Получить помощь можно, позвонив на круглосуточный бесплатный телефон доверия для детей, родителей и педагогов.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Проект «Травли.net»: как защитить детей от буллинга и почему это касается каждого

Ольга Журавская, президент благотворительного фонда «Галчонок» и идейный вдохновитель проекта «Травли.net», и Ирина Пудовинникова, руководитель программы «Инклюзивное образование», — о единственной функции школы, адекватных родителях,…