Фото: Ольга Воробьева/АСИ

На чем строится социальное партнерство в сфере помощи детям, оставшимся без попечения родителей, кто может стать таким партнером и какие проблемы возникают на этом пути, обсудили на конференции в центре «Благосфера».

«Три кита» социального партнерства

По мнению Ирины Рязановой, исполнительного директора фонда «Большая перемена», социальное партнерство строится на взаимодополнении, взаимной пользе и договоре.

Фонд помогает воспитанникам и выпускникам детских домов получить образование и стать самостоятельными людьми. «Нашими социальными партнерами становятся сами воспитанники детских домов. Они приходят к нам самостоятельно, мы никого не приводим за руку. Мы спрашиваем, какова их цель, и поддерживаем в ее достижении. Это и есть взаимодополнение. Такая же история с замещающими родителями. Когда ресурсов родителей для образования ребенка не хватает, мы выясняем, что они могут дать и что можем мы, и объединяем ресурсы», — объясняет Ирина Рязанова.

Ирина Рязанова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Если ребенок еще воспитывается в детском доме, его дополнительное образование согласовывается с сотрудниками учреждения. «С каждым из детских домов складывается своя ситуация социального партнерства. Один считает, что нужно отпускать детей самих к нам, другой считает, что нужно приводить за руку. Ни одна из этих точек зрения не плоха, они разные. Чтобы работать с таким разнообразием, педагогический коллектив должен все время пересматривать свои педагогические условия, чтобы эффективно решать эти задачи», — добавила директор фонда.

Поскольку условия партнерства как с выпускником, так и с его окружением могут быть разными, для каждого разрабатывается персональная образовательная программа. В ней учитываются актуальные запросы ребенка или молодого человека, жизненная ситуация, его сильные стороны, на которые может опереться педагог при обучении.

«Социальное партнерство — необходимое условие не только для того, чтобы обеспечить качество программ, но и расширить их масштаб без потери качества», — добавляет Ирина Рязанова.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Кооперация с педагогами, вузами и учеными

Сотрудничество некоммерческих организаций с педагогами для обучения детей-сирот — это тоже пример социального партнерства. Такое сотрудничество помогает обеспечить качественную подготовку детей-сирот к вузам. Некоторые из организаций также кооперируются с учеными при разработке своих программ.

«Разработка сложных задач требует другого рода специалистов, — рассказала Ирина Рязанова. — Одна из главных проблем, с которой сталкиваются, например, при инклюзии — отсутствие достаточного профессионального обеспечения».

В Ростове-на-Дону детей-сирот обучают на базе Донского государственного технического университета. Ресурсы университета и общественной организации решила объединить руководитель центра методики и практики воспитательной работы ДГТУ Марина Ковынева. В 2011 году она создала на базе ДГТУ Центр волонтерского мастерства «От сердца к сердцу». Центр готовит старшеклассников из детских домов к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы. С ними занимаются педагоги по пяти предметам.

Марина Ковынева. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

«Мы понимали, что детям будет сначала неуютно друг с другом, поэтому также много работали над созданием команды. В этом помогали в том числе студенты нашего университета. Кроме того, один из ресурсов университета — база на берегу Черного моря. Мы провели здесь для наших подопечных Школу вожатых», — отметила Марина Ковынева.

Проект показал хорошие результаты: 98% учащихся смогли поступить в вузы и успешно их окончить.

Зайти в школы

Взаимодействие можно наладить и со школами, но сделать это непросто, считает Елена Пожарова, директор Центра финансовой грамотности в Челябинской области. Поскольку после выпуска из детдома у сирот на счету есть крупная сумма денег, центр решил учить их обращаться со своими финансовыми средствами. Для этого был придуман игровой формат, причем игры создавали бы сверстники, которые живут в семьях.

Елена Пожарова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Центр финансовой грамотности готовит старшеклассников в финансовые тьюторы, после чего они отправляются в детские дома и обучают своих сверстников. Так дети, которые воспитываются в семье, могут познакомиться со своими ровесниками в детских домах, а те, в свою очередь, слушают такие уроки внимательнее.

Старшеклассникам о проекте сотрудники центра рассказывают в обычных школах. «В школы зайти сложно, у них очень много других проектов. Но мы делаем это сами, быстро договариваемся и проводим уроки финансовой грамотности», — отмечает Елена Пожарова.

Стажировки в компаниях

Для программ профориентации детей-сирот некоторые организации выстраивают отношения и с компаниями. Например, фонд «Хранители детства» развивает программу корпоративного наставничества, когда компании берут под свое крыло и обучают воспитанников детских домов. Проект реализуется в пяти регионах. Для участников проекта составляют индивидуальный план развития.

«В регионах мы провели тренинг по нашей методике корпоративного наставничества с участием всех секторов общества, заинтересованных в решении этой проблемы. Это разные профильные структуры, ведомства, центры занятости, компании, НКО, волонтерские группы. С этого и запустился проект. Затем прошел цикл профориентационных мероприятий: экскурсии, мастер-классы по профессиям. Главное отличие нашей программы в том, что она всегда проходит в тесной связке с конкретными компаниями, отношения с которыми мы выстраиваем в течение всего учебного года», — говорит директор фонда «Хранители детства» Анна Кочинева.

Анна Кочинева. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Подопечные фонда уже проходили стажировки в «Газпроме», ИКЕА, ресторанах, печатных домах, работали ассистентами шеф-повара, звукорежиссера, дизайнера по интерьеру и др.

«Сначала мы предлагаем компаниям просто провести для нас экскурсию, и никто не отказывает, — рассказала Кочинева. — Компаниям это интересно, им не надо ничего самим делать, никуда ехать, к ним приходят. К концу года многих из них мы приводим к тому, чтобы они взяли ребенка на работу».

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Вызовы и решения

По мнению экспертов, перед НКО в сфере социального партнерства возникает много вызовов и проблем. Среди них — недостаточное профессиональное обеспечение и неустойчивая экономическая ситуация, слабое взаимодействие между государством, НКО и бизнесом. Кроме того, несмотря на все профориентационные программы, реализуемые в детских домах, гарантии трудоустройства выпускников после таких программ пока нет.

Сотрудники НКО считают, что для решения этих проблем необходимо создавать больше площадок для диалога трех секторов, развивать партнерские проекты и координировать усилия некоммерческих организаций, повышать профессионализм НКО.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Дискуссия о социальном партнерстве проводилась на конференции «Опыт и роль НКО в решении проблемы социального сиротства» в центре «Благосфера». Конференция проходила впервые. Ее участниками стали более 120 некоммерческих организаций из 42 регионов России. Организаторы конференции – Фонд президентских грантов, ПАО «Северсталь», Центр развития социальной активности и благотворительности «Благосфера». Партнеры конференции – Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт».

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Общественные палаты готовятся к общероссийскому мониторингу детских домов

В ближайшее время на сайте федеральной общественной палаты заработает специальный раздел, в котором будут представлены все образцы необходимых нормативных документов и видео-гиды. Ознакомиться с ними…