Фото: Flickr.com/ Alexandra Bratescu

Как помочь выпускникам детских домов определиться с профессией и почему не все мечты становятся реальностью, рассказали АСИ сотрудники благотворительного фонда «Арифметика добра».

Часто выпускнику детского дома сложно определиться, в какое учебное заведение поступать и на кого учиться. Даже если он уже стал студентом, это не значит, что он выбрал подходящую ему профессию.

Например, подросток мечтает стать кинологом, потому что кинологом был его дедушка. Но потом с трудом закрывает сессию, потому что его ожидания не оправдались, и решает пойти учиться на ветеринара, рассказала о подопечном благотворительного фонда «Арифметика добра» Юлия Трофина, руководитель программы онлайн-образования для детей-сирот «Шанс».

По словам эксперта, определиться с профессией должны помогать наставники, педагоги и специальные программы. Например, программы онлайн-образования для детей-сирот «Шанс» фонда «Арифметика добра» включают не только онлайн-уроки, но и мотивационные тренинги.

«Программа тренингов специально разработана для определения ребенком себя, своего места в жизни и своей профессии, — говорит Юлия Трофина. — Кроме того, каждый менеджер программы индивидуально сопровождает ребенка и в том числе обсуждает с ним вопрос о будущей специальности. Одна девочка хочет стать военным журналистом, другой ребенок видит себя геронтологом, третий интересуется профессией патологоанатома. Часто им не с кем пообщаться, чтобы узнать о тонкостях профессии. Поэтому мы решили приглашать разных специалистов поделиться с детьми своим опытом».

Профессионалы рассказывают детям, как и где они учились, как работают сейчас, как достичь успеха в любимом деле. Все встречи проходят онлайн на портале «Шанс», с каждым ребенком специалист общается индивидуально. Дети спрашивают наставников обо всех сторонах самостоятельной жизни. От того, как распределить бюджет, до того, как одеться на собеседование.

подростки
Фото: Flickr.com / Anaïs.GS

Благодаря таким тренингам выпускник Красноярского детского дома Азат смог поступить в Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства на специальность «мастер общественных работ». Он занимался в программе «Шанс» около 1,5 лет. Сейчас Азат учится на втором курсе.

«Я не сильно умел находить общий язык с другими людьми, психологи и тренеры помогли мне это исправить. Я узнал, как правильно распределять финансы. Взрослая жизнь для меня не стала шоком. Трудности, конечно, тоже есть, но мне помогают мои близкие: друзья, опекун, сотрудники фонда», — говорит Азат.

Выпускница московского Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом» Настя смогла устроиться на работу на чулочно-носочную фабрику «АКОС ТЭКС». Изучить условия работы и принять решение ей помогла руководитель программы «Компас» Анастасия Сорокина. Вместе с Настей они ходили на собеседование, изучали маршрут до работы (фабрика находится в Подмосковье, в Старой Купавне). Настя заключила ученический договор на три месяца, затем сдала экзамен и прошла аттестацию.

«Я получаю зарплату и могу сама распоряжаться своими деньгами», — говорит Настя.

На самом производстве ей помогал индивидуальный наставник — так она смогла освоиться в коллективе и поверить в свои силы. На предприятии она работает уже год, сейчас занимается подбором чулочно-носочных изделий.

подростки
Фото: Flickr.com/ claykiggins

Среди выпускников детских домов есть и те, кто хочет сразу стать бизнесменом.

«Когда ребенок выходит из детского дома, как правило, на его личном счету накапливается приличная сумма (по разным оценкам, от 500 тыс. до 2 млн рублей). И они думают, что сразу станут успешными бизнесменами. Очень важно трезво и скрупулезно проработать этот вопрос. Если сразу говорить, что бизнес – это риски, то подросток тебя вряд ли услышит. Тренеры предлагают им разработать бизнес-план, спрашивают про налоги. И вот тут ребенок понимает, что все не так просто, как кажется», — поясняет эксперт.

подростки
Фото: Flickr.com/ Karina Oliveira-Mansfield

Даже после того, как подросток вступает в новую жизнь, он может продолжить посещать мотивационные тренинги. Тренеры-психологи для каждой группы дорабатывают программу, упражнения, задания по потребностям участников.

«Выпускникам мы даем не только общие темы и задания, но и прорабатываем индивидуально их кейсы. Они приходят уже со своими историями. В частности, разбирали тему про пособия, стипендию, как потратить деньги, что такое вещи первой необходимости, а что — нет. Ребята делились друг с другом, какие скидки есть в магазинах, как сэкономить бюджет. Индивидуально по запросу выпускников работает юрист. Самая острая проблема — это решение квартирного вопроса», — говорит Трофина.

инфографика
Предоставлено БФ «Арифметика добра»

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Ирландский мультфильм о девочке-сироте поможет воспитанникам российских детских домов и интернатов

Ирландская киностудия Brown Bag Films бесплатно сняла благотворительный мультфильм «Аня — двадцать лет жизни в детском доме». Основанный на реальных событиях, ролик рассказывает историю девочки…

«У чиновников в регионах будет меньше лазеек для отказа»: юристы пояснили новый закон о предоставлении жилья детям-сиротам

Владимир Путин подписал закон, который уточняет механизм выдачи жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. По мнению юристов, поправки могут повлиять на проблему обеспечения…