Конференция, посвященная взаимодействию бизнеса и учреждений в сфере культуры с участием 70 экспертов, культурологов, журналистов, представителей бизнеса и НКО, прошла в Государственном историческом музее (ГИМ) Москвы 1 марта под руководством Татьяны Бачинской, исполнительного директора Центра развития филантропии «Сопричастность».

Фото: Дмитрий Макаров/ artovrag-fest.ru

Участники конференции обсудили, как сделать музеи малых городов социальными центрами, как привлечь средства бизнеса для восстановления объектов культуры, искусства и благоустройства.

«Количество упоминаний — не главное»

Как отметил Алексей Левыкин, директор ГИМ, бизнес сыграл колоссальную роль в создании многих российских музеев. Бахрушин, Щепкин, Морозов не только создавали рабочие места, но и использовали свои капиталы для формирования коллекций и собраний. Сейчас, по словам Левыкина, в сфере поддержки культуры, помимо стандартной финансовой помощи, часто наблюдается реализация совместных проектов.

Андрей Бадер, директор по корпоративным вопросам «Нестле» в России и Евразии, рассказал о тенденциях партнерства компаний и социокультурных проектов. Среди них — умеренность в брендинге. Иногда компании сознательно уменьшают свою упоминаемость в партнерском проекте, это своеобразная дань социальной ответственности. «Количество упоминаний для бизнеса не главное. Куда важнее — достижение целевой аудитории и повышение ее лояльности», — считает Бадер.

Оценивать деятельность

Ирина Ефремова-Гарт, руководитель направления «Корпоративное гражданство» компании «IBM Россия и СНГ», член совета Форума Доноров, напомнила участникам конференции, что оценка деятельности – это получение новых знаний о программах и проектах и возможность для улучшения благотворительной деятельности, а не контроль за выполнением проектов. Качественно проведенная оценка также помогает аргументированно обосновать, почему важно поддержать ту или иную программу. Это работает в случае, если у «донора» возникают сомнения в эффективности и полезности проекта для сообщества.

По мнению Ирины, часто у разработчиков культурных проектов возникают сложности с постановкой целей и задач. Чтобы можно было говорить о социальном эффекте, цели должны быть конкретными, измеряемыми и достижимыми, а еще — иметь стратегическую перспективу. «Невозможно измерить социальный эффект программы, если цель сформулирована как «культурное воспитание подрастающего поколения». Она ничего не говорит о том, каких конкретных изменений мы ожидаем от этой программы. Когда приходит время выступать на конференциях или защищать программы на советах директоров, доказать эффективность таких проектов просто не представляется возможным», — считает Ефремова-Гарт.

Чтобы получить реальный эффект от программы, ее цели должны соответствовать принципам SMART: быть специфическими для конкретного проекта, измеряемыми, достижимыми, актуальными и ограниченными определенным сроком, отметила эксперт.

Учиться новому

В 2011 году, когда государство отказалось полностью финансировать культурные объекты, музейные работники столкнулись с необходимостью самостоятельно искать средства, а также изучать маркетинг и управление.

Один из примеров позитивной реакции бизнеса на эту социокультурную проблему продемонстрировала компания «Северсталь». Она запустила программы культурного менеджмента и совместные с международными университетами курсы обучения и повышения квалификации. «Музеи должны отойти от функции исключительно хранения и стать крупными визит-центрами с широким комплексом услуг для разных социально-демографических категорий населения», — уверена Наталья Поппель, директор по КСО и бренду «Северсталь». В планах компании — запуск туристско-рекреационного кластера и создание обустроенной набережной в Череповце. По мнению Натальи Поппель, это привлечет в регион новых гостей и понравится местным жителям.

Татьяна Немировская, PR-директор фестиваля ОМК «Арт-Овраг», рассказала, как вдохнуть жизнь в малые города и привлечь туристов. Организаторы пригласили архитекторов и урбанистов для создания объектов благоустройства в Выксе, открыли на время фестиваля кемпинг и бесплатный трансфер, разработали туристические маршруты по городу, открыли арт-резиденцию для художников, объявили конкурс на создание самого большого в мире граффити на стене местного металлургического завода, написали методички по созданию «арт-дворов».

Роспись на стенах металлургического завода в Выксе. Фото: artovrag-fest.ru

Несмотря на успех подобных межрегиональных фестивалей, эксперты ожидают, что количество крупных корпоративных проектов сократится. Вместо этого будут развиваться малые, точечные инициативы обычных горожан. При этом, как показывает практика, у бизнеса стабильно высокий спрос на инновационные проекты с привлечением волонтеров и пула партнеров, консолидированным бюджетом и заложенной системой оценки.

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Телеканал Совета Федерации будет знакомить россиян с региональными музеями

Канал Совета Федерации «Вместе-РФ» запустит проект «Академический час», в рамках которого широкой общественности будут представлены лучшие региональные музеи – победители конкурса «Музеи Русского Севера».