Фото: flickr.com / Charles Thompson

Традиционная пятничная рубрика обозревателя Агентства социальной информации – о непрекращающихся поисках чужих, попытках сохранения государственной поддержки НКО и оценке качества полезных услуг.

Агентурная сеть

Тема «иностранных агентов» в России по-прежнему не теряет актуальности. На протяжении нескольких лет борьбы некоммерческого сектора против навешивания этого сомнительного ярлыка на организации гражданского общества в узких кругах (почти) в шутку предсказывали, что не за горами время, когда «иностранными агентами» будут официально признавать не только юридические лица, но и граждан, чья деятельность с точки зрения властей выглядит не слишком патриотичной. Эта дивная новая реальность пока не настала, но мы продолжаем уверенно прокладывать к ней дорогу, вместо желтого кирпича мостя ее «нежелательными организациями» и средствами массовой информации.

Принятие закона о СМИ-«иностранных агентах» еще раз демонстрирует, что институт «агентов» рассматривается лишь как удобный и безотказный политический инструмент для четкого обозначения координат «свой-чужой» и его существование не продиктовано абстрактной заботой о гражданах. Как и в ситуации с некоммерческими организациями, очевидно, что никто (включая тех, кто этот закон писал) пока толком не понимает, как именно это новшество должно работать и кто теоретически может попасть под его пресс.

Невнятная правоприменительная практика и поиски «иностранных агентов» среди некоммерческих организаций совсем недавно чуть не поставили под удар ведущие российские благотворительные фонды и не исключено, что журналистам вскоре придется перенимать передовой опыт некоммерческого сектора. И учиться они будут отнюдь не фандрайзингу.

Бюджеты и исполнители услуг

В Общероссийском народном фронте разработали (а в профильном думском комитете поддержали) поправки к проекту федерального бюджета, спасающие некоммерческий сектор от сокращения финансирования. Разработчики поправок предлагают увеличить поддержку социально ориентированных НКО на 600 млн рублей и усилить грантовую поддержку некоммерческих организаций, выделив на это 8 млрд рублей. Предыдущие идеи насчет распределения средств федерального бюджета звучали не столь оптимистично и предполагали уменьшение финансирования подпрограммы «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» на 43% по сравнению с 2017 годом и сокращение на 41,5% суммы президентских грантов.

(Пока наверху решают, сократить или увеличить сумму грантовой поддержки НКО, организаторы конкурса президентских грантов подводят итоги второй кампании 2017 года: 693 эксперта из 66 регионов страны провели 18 455 экспертиз заявок, представленных третьим сектором. Между победителями распределят 4,5 млрд рублей).

Новость о попытках спасения проекта федерального бюджета совпала по времени с подписанием закона, упрощающего процедуру вступления некоммерческих организаций в реестр «исполнителей общественно полезных услуг». Если окончательная судьба бюджета и программ финансирования некоммерческих организаций в ближайшее время останется неизвестной, то обновленный закон об «исполнителях общественно полезных услуг» – это однозначный повод порадоваться непривычной расторопности законодателя. Региональные НКО наконец-то смогут воспользоваться упрощенной процедурой получения оценки качества оказываемых ими услуг и войти в реестр «исполнителей», минуя лишние бюрократические препятствия. Реестр, тем временем, наполняется быстрее списка «иностранных агентов» – «исполнителями» уже стали 45 организаций.

 

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Хабаровский край представил свой опыт поддержки СО НКО

В Общественной палате РФ состоялась презентация практик Хабаровского края по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг. Практики представлены для проекта #РегионНКО…