Новости
Новости
28.03.2024
27.03.2024
26.03.2024
18+
Новости

Лапшеснималочная и зерноотделительная: в «Благосфере» прошел День медиаграмотности

Департамент медиа НИУ ВШЭ и центр «Благосфера» 7 ноября провели День медиаграмотности, который завершил Глобальную неделю медиаграмотности.

газета
Фото: pixabay.com

Неделю информационной грамотности во всем мире в шестой раз организует ЮНЕСКО. В эти дни в разных городах эксперты медиа встречаются с обычными гражданами, которые хотят ориентироваться в информационной реальности. В России журналисты, медиаэксперты и специалисты вузов рассказывали, зачем неспециалисту понимать современное информационное пространство и что для этого предпринимают в разных регионах России.

Медийная и информационная грамотность (МИГ) по определению ЮНЕСКО – это ряд навыков, необходимых для эффективного поиска, критического анализа, использования и размещения информации и медийного контента; это знание прав человека в интернете; понимание способов борьбы с пропагандой ненависти в интернете и кибербуллингом; понимание этических проблем, связанных с доступом к информации и ее использованием; сотрудничество с представителями СМИ и информационно-коммуникационных технологий в целях содействия равенству, свободе выражения мнений, межкультурному/межрелигиозному диалогу, миру планеты.

Медиаграмотность в России, в отличие от многих стран, только начинает развиваться. За рубежом такие курсы включены в учебные программы школ. «Сегодня это такая же необходимая часть образования не только специалиста, но и каждого человека, которая позволяет ему быть спокойным за свои действия, — рассказала АСИ директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра «Благоcфера» Елена Темичева. — Наш век не сравним ни с каким предыдущим временем — никогда раньше человечество не находилось в таком эпицентре информационных вихрей. Интернет во многом стер границы между потребителем информации и профессиональным источником информации, и у нас перестали работать защитные механизмы. Если мы напрямую общаемся с этими источниками информации, мы должны в них разбираться и понимать, по каким принципам они существуют. В эту эпоху важно иметь достоверную картину происходящего».

В День медиаграмотности факультет коммуникации, медиа и дизайна Высшей школы экономики представил новый ресурс, который поможет тренировать свои  навыки в этой сфере. На сайте «Медианавигатор» собраны упражнения, которые учат отличать факты от мнений, использовать методы проверки информации и искать в интернете достоверную информацию. Проект открывается не только в России — подобные навигаторы появятся и в странах Европы.

В «Благосфере» обсуждали противостояние медиаграмотности и постправды, подводили итоги недели акции в регионах, провели лекции и «Час с медиаконтролером» — автором проекта-разоблачения фейковых новостей «Лапшеснималочная» Алексеем Ковалевым.

По мнению Елены Темичевой, сейчас люди стали чаще интересоваться информационной безопасностью. Тем не менее поиск достоверных информационных источников до сих пор остается привилегией медиаэкспертов. «Зачем я буду разбираться, как строится информация в информационных агрегаторах, если я не журналист? Но если этого не делать, мы загоняем себя в информационный вакуум, ничего хорошего это не сулит. Когда поисковая система Яндекса формирует топ новостей, то люди знающие понимают, что для этого достаточно сделать определенное количество новостей, пусть даже фейковых, с одинаковыми тематическими заголовками. Это может не иметь никакого отношения к реальности. И таких примеров много, но пока они, видимо, не задевают нас в повседневности», — добавила Темичева.

Один из последних проектов, направленных на разоблачение «пустых» новостей, — канал в Twitter «Порчу новости», от авторов страницы на том же ресурсе «Алло, это лапшеснималочная?». Авторы публикуют новости с необоснованно сенсационными заголовками, которые не сообщают ничего важного. Инициаторы проекта раскрывают суть новости в нескольких строчках и призывают «не тратить клик».

«Всегда здорово, когда есть статус международного дня и его поддерживает много разных стран. Дни медиаграмотности — это почва, благодаря которой эта тема становится все более популярной и интересной. Но я уверена, что только одни такие мероприятия не решают вопроса. Они дают возможность для появления более важных инициатив, новых специалистов в этой сфере и привлекают к этому внимание общества», — подытожила Елена Темичева.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике