Фото: pixabay.com

Правила этикета сформулировал фонд «Обнаженные сердца». В списке правил прописаны советы, как обращаться к человеку с инвалидностью и наладить контакт с особенными детьми.

Авторы этикета напоминают, что при общении с человеком с инвалидностью прежде всего необходимо видеть личность и его интересы, по возможности быть рядом и не стараться отдалиться от таких людей.

Основной принцип перечня — «Сначала человек» (people first). У всех людей одинаковые права и потребности – жить в семье, учиться, дружить, быть услышанными. Поэтому специалисты призывают, когда говорите о таких людях или общаетесь с людьми с инвалидностью и их близкими, нужно видеть человека, его индивидуальность, а уже потом его специфические особенности. При этом некорректно называть людей с особенностями, отталкиваясь от их диагноза (слепые, глухие, аутисты, опорники и т.д.). Корректно говорить «человек с нарушениями зрения», «ребенок с синдромом Дауна», «люди с аутизмом». Это нельзя называть «болезнью», а людей с этими диагнозами «больными».

Авторы правил считают, что создание инклюзивного общества поможет лучше понимать особенности людей. Для этого нужно жить рядом с ними. Поэтому советуют не отгораживаться. В противном случае люди с инвалидностью остаются жить в своем замкнутом мире.

При общении устная речь – не единственная форма коммуникации. Люди с особенностями развития могут пользоваться для общения жестами, изображениями (картинками, пиктограммами, специальными символами), коммуникативными устройствами. При знакомстве нужно обращаться к человеку с нарушениями так же, как к другим людям. Пожать руку, лучше представиться. Если вы общаетесь с человеком с нарушенным слухом, не кричите, лучше привлеките внимание жестами. Если вы собираетесь познакомится или пообщаться с человеком в инвалидном кресле или другом специальном приспособлении, постарайтесь, чтобы ваше лицо находилось на уровне его глаз, не очень вежливо разговаривать сверху-вниз.

А если вы общаетесь с человеком, у которого есть трудности с речью, – будьте терпеливы и внимательны, дайте ему закончить мысль, не прерывая, не корректируя и не говоря за человека. Можно сопровождать речь жестами, при необходимости использовать картинки или написанные слова и фразы.

Следует также помнить, что агрессивность вовсе не является обязательной для человека с нарушениями. Покажите, что вы спокойны и готовы помочь, если необходимо.

Важно знать, что люди с нарушениями в развитии и их родители не нуждаются в жалости и снисходительном отношении. Они могут нуждаться в помощи и поддержке, но это не означает, что они не могут любить, радоваться жизни и получать от нее удовольствие, утверждают эксперты.

На портале «Душевная Москва» опубликован полный перечень правил поведения в инклюзивном обществе.

Рекомендуем