pixabay.com

Общественная палата РФ подвела промежуточные итоги работы горячей линии по поступлению абитуриентов с инвалидностью.

Чаще всего таким поступающим отказывали из-за нехватки бюджетных мест, недостаточности баллов и отсутствия соответствующей программы обучения для людей с инвалидностью, сообщает пресс-служба ОП РФ.

Так, у абитуриентки из Казани с ДЦП отказывались принимать документы по причине ограниченного количества бюджетных мест и якобы недостаточности баллов для поступления в вуз. После консультации специалистов из ОП с Минобрнауки РФ девушка смогла подать заявление, и теперь вопрос о ее дальнейшем поступлении будет решаться по результатам конкурса внутри квоты.

Молодой человек с ОВЗ из Красноярска собирался поступать в спортивный колледж после 9 класса, но учебное заведение не принимало документы, объясняя это тем, что у них нет специальной программы обучения для инвалидов. При этом его предупредили, что если он будет настаивать, то его примут, но через полгода ему предстоит сдавать нормативы по физподготовке для обычных здоровых студентов, которые он не сдаст и все равно будет отчислен.

«Мы также обратились в Минобразования РФ, которое, в свою очередь, связалось с Министерством спорта РФ, а те — с администрацией Красноярского края и данного колледжа. Колледж обязали принять спецпрограмму. Юноша зачислен», — рассказала член Общественной палаты РФ, инициатор горячей линии Екатерина Курбангалеева.

По мнению президента Общества поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей «Катюша» Натальи Присецкой, такие ситуации неприемлемы для современного общества.

«Должны быть предусмотрены условия для обучения всех граждан не зависимо от наличия или отсутствия инвалидности. Разве для людей с инвалидностью должны быть какие-то специальные условия обучения? Мы говорим лишь об архитектурной и информационной доступности учебных заведений, — заявила в интервью корреспонденту Агентства социальной информации Присецкая. — Человек, который пришел обучаться в вуз, набрал соответствующие баллы на ЕГЭ. Значит, он способный. Задача вуза – создать условия для нормального обучения».

По словам эксперта, в первую очередь, вузы должны озаботиться архитектурной и информационной доступностью для студентов. Очень многие вузы расположены в таких зданиях и сооружениях, которые не приспособлены под потребности маломобильных граждан: нет ни пандусов, ни подъемников, ни лифтов.

«Например, если мы говорим про вузы города Москвы, не важно, в каком подчинении находятся эти учебные заведения — местной власти или федеральной, — все здания и сооружения должны быть адаптированы под нужды любого гражданина. Если это не учитывается, то нужно разбираться с каждым вузом в отдельности. Пока мы можем на пальцах пересчитать количество российских вузов с доступной средой».

Учитывая все жалобы, поступившие на горячую линию ОП РФ, члены Общественной палаты уже сформулировали главную задачу на государственном уровне — создать максимально комфортные условия для поступления и дальнейшего обучения инвалидов. Следующим шагом будет сбор и описание типовых проблем, проработка механизмов их решения.

«Теперь вузы отчетливо понимают, что они должны полностью или частично менять свою политику по отношению к абитуриентам с инвалидностью, и эту ситуацию будут пристально контролировать Министерство образования РФ и Общественная палата РФ», — подчеркнула член ОП РФ Екатерина Курбангалеева.

Что касается подготовки к поступлению в вузы, то людям с ОВЗ действительно не всегда удается получить знания в полном объеме, чтобы дотянуть до проходных баллов, считает Наталья Присецкая.

«Мы вынуждены констатировать, что школьники с ограничениями по здоровью не всегда могут получить качественное образование для поступления в вуз, — утверждает общественный деятель. — В силу разных причин: кто-то на надомном обучении находится, кто-то не может в нормальную школу попасть. Соответственно, когда подростки заканчивают школу и стремятся поступить в высшие учебные заведения, им не хватает знаний. Чтобы заполнить этот пробел, нужно создавать в каждом регионе при вузах соответствующие курсы с программой по подготовке к поступлению людей с инвалидностью».

Рекомендуем