Фото: Ольга Воробьева / АСИ

Основатель Московской школы радио и бизнес-тренер по коммуникациям, ораторскому мастерству и технике речи дала мастер-класс в медиаклубе «АСИ-Благосфера».

  1. Поставить цель и задачи

    Перед публичным выступлением нужно сформулировать его долгосрочные и краткосрочные цели. Цель должна быть понятной. Спросите себя: «Я пришел сюда, чтобы аудитория сделала что?». Исходя из этого, вы ставите и более мелкие задачи — шаги, которые должны сделать люди на пути к этой цели. Марина Дараган уточняет, что цель необязательно будет достигнута сразу после выступления, особенно если она долгосрочная, но вы можете к ней приблизиться.

  2. Сформулировать короткое ключевое сообщение

    Эксперты часто дают аудитории слишком много информации по своей теме, и через некоторое время внимание людей «отключается». «У большинства из тех, кто делает хорошее дело, а не продает какую-то ненужную вещь, во время общения с другими людьми включается специальный режим — догнать и дообъяснить. Мы начинаем «короткий» 40-минутный монолог на тему — почему это надо делать. Люди, безусловно, пугаются и стараются спрятаться от вас», — объясняет Дараган.

    Необходимо определить для себя ключевое сообщение из 7-8 слов, которое вы хотите донести. Именно оно останется в головах людей, когда вы уйдете. «Великий оратор Уинстон Черчилль говорил, что нужно записывать ключевое сообщение на спичечном коробке. Чтобы уместить там свои мысли, нужно писать коротко и по делу», — добавила эксперт.

    медиаклуб

  3.  Выступать для аудитории

    Рассказывать о себе, выходя к другим людям, — проигрышный вариант. «Нам почему-то кажется, что презентация — это рассказ о том, что мы классные. Но это не работает. Потому что для каждого человека самый главный — он сам», — говорит Марина Дараган.

    С аудиторией нужно держать зрительный контакт. Если вы не смотрите на других людей, то показываете свое безразличие или неприязнь.

    «Взаимодействие с аудиторией похоже на мультик «Крошка Енот», — объясняет Марина Дараган. — Енот сбегал к пруду, потряс палкой и оттуда на него посмотрел кто-то страшный. Енот испугался, побежал к маме, и мама посоветовала пруду улыбнуться. Енотик улыбнулся, и все стало хорошо. Так вот, оратор — это Енот, а аудитория — это пруд. Что мы показываем публике, то нам от нее и поступает. Если я вас боюсь, не люблю, я вам не доверяю и по большому счету мне на вас плевать, то есть для меня главное — рассказать, какие мы классные, то происходит все то же самое — людям становится неинтересно».

  4. Определить, что ценит целевая аудитория и что у нее «болит»

    Изучите публику, перед которой вам нужно выступать: ее пол, возраст, культурный и образовательный уровень, ценности, мотивацию, иерархию, уровень знаний по вашей теме. «Не понимая, кто они, мы никогда не сможем говорить о них и тогда будем рассказывать о себе», — считает Дараган. Хорошо бы понять, какая проблема волнует этих людей и как вы можете ее решить. Если люди хотят быть полезными, предложите им стать волонтерами.

    медиаклуб

  5. Занять аудиторию

    Занятые люди чувствуют себя счастливыми, поэтому для всех нужно придумать занятие. Если часть аудитории уже знакома с вашей темой и эта информация ей неинтересна, предложите им поделиться своими знаниями с «новенькими» и ввести их в тему.

  6. Следить за своим образом

    Слова «весят» меньше, чем жесты и мимика, поэтому оратору нужно следить за тем, как он выглядит. По мнению эксперта, во время выступления он должен задавать себе три вопроса: где мои руки, где мои ноги и что с моим лицом.

    Куда деть руки?

    Один из вариантов применения своих рук — жесты. Причем следует избегать неосознанных жестов, которые можно делать от волнения (накручивать волосы или трогать лицо) и заученных, постоянно повторяющихся действий («склеивать» кончики пальцев в домик). Оптимальный выход из ситуации — иллюстрировать своими жестами слова.

    Где мои ноги?

    «Выступление — это стресс, и большинство из нас предпочитает замереть на месте, а тело при этом хочет шевелиться», — констатирует Марина Дараган. Не останавливайтесь и разрешите себе ходить по сцене.

    Что с моим лицом?

    «В нашей культуре есть стереотип, что люди, которые делают добро для других, должны выглядеть скромно, устало, снимать последнюю рубашку. Ты должен быть праведником с постным лицом», — отмечает эксперт. Однако не стоит тревожно вглядываться в аудиторию, хмурить брови или смотреть исподлобья, достаточно улыбнуться, говорит Дараган.

  7. Готовить сильные цифры, яркие факты и истории

    По мнению эксперта, любое выступление нужно начинать с сильной цифры, которая удивит аудиторию, с яркого факта и хотя бы одной истории. Истории любят все, потому что они подключают эмоции, говорит эксперт. Лучше держать в запасе несколько историй по вашей теме, чтобы при случае пустить их в ход.

    медиаклуб

  8. Структурировать выступление

    Люди любят, когда информация разложена по полочкам — так она выглядит понятнее, считает бизнес-тренер, поэтому необходимо структурировать данные. Само выступление в основном состоит из пяти частей, так называемых «Пяти П»: предисловие (кто вы, зачем пришли и почему именно вы рассказываете об этом), положение дел, проблема, пути решения и послесловие (выводы).

    Если у вас эмоциональное и короткое выступление, можно использовать структуру американских публичных выступлений. В качестве образца подойдут лекции TED.

  9. Объяснять почему

    Люди все время мысленно задают вопрос «Почему?», поэтому каждый тезис желательно объяснять. Если аудитории что-то непонятно, то она теряет интерес и не будет работать на вашу цель, подытожила специалист.

    медиаклуб

Медиацентр «АСИ-Благосфера» — это совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.

Запись Медиаклуба

Рекомендуем

Как НКО собрать комьюнити?

Как сделать так, чтобы группа НКО в Facebook «ожила», рассказала консультант по маркетинговым коммуникациям Арина Гребельская в медиацентре «АСИ-Благосфера».