Новости
Новости
25.04.2024
24.04.2024
23.04.2024
18+
Новости

Культурный слой: почему НКО недооценивают в сферах искусства и развлечений на местах

Какие барьеры возникают при выходе на рынок социальных услуг у некоммерческих организаций, работающих в сфере культуры, обсудили в Общественной палате (ОП) РФ.

Деньги на развитие культуры на местах в основном получают госбюджетные учреждения — дома культуры, библиотеки и другие. К такому выводу пришел Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ», который по заказу Фонда Тимченко провел исследование доступа СО НКО в сфере культуры к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление услуг. Он изучил программу развития культуры в Пермском крае на 2016–2020 годы.

С 2016 года в четырех муниципальных образованиях профинансировано 11 таких учреждений. В основном средства выделяются на организацию культурно-досуговых, спортивно-массовых мероприятий, сохранение и развитие традиционной народной культуры, библиотечного дела. При этом на местном уровне услуги и мероприятия в сфере культуры не закупаются — их оплачивает только регион, и это только проведение разовых мероприятий.

По расчетам специалистов центра «Грани», целевых денег и направлений деятельности для госфинансирования «культурных» услуг больше не будет. Но центр предлагает перераспределить средства от ГБУ к СО НКО. Также некоммерческим организациям нужна возможность получать приоритетное финансирование, если они входят в реестр исполнителей общественно полезных услуг.

По мнению экспертов, услуги в сфере культуры сейчас находятся в «слепом пятне»: никто до конца не понимает, каким образом их заказывать, оказывать и кому поручать. Некоторые культурные деятели вообще считают, что эту сферу принципиально нельзя ассоциировать с услугами.

Тем не менее некоммерческие организации работают в сфере культуры и создают культурные продукты, говорит генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Мария Морозова. Проект фонда «Культурная мозаика малых городов и сел» поддерживает такие программы в малых городах и селах. Их лидеры объединяют активных жителей, которые могут проводить фестивали, реставрировать музеи, возрождать исконные ремесла и традиции.

Морозова добавляет, что выход таких НКО на рынок социальных услуг может стать базой для их устойчивого развития.  «Можно говорить о том, что спрос на услуги в сфере культуры в сельской местности и малых городах остается неудовлетворенным. Проекты, которые мы поддерживаем, пытаются решить конкретные проблемы местного сообщества и отвечать этому спросу. И мы понимаем, что следующий шаг для дальнейшего развития — профессионализация оказания этих услуг. Чтобы проекты-победители могли в дальнейшем развиваться самостоятельно без нашей поддержки, им необходима устойчивость, в том числе финансовая. Работа на рынке соцуслуг может стать основой для такого развития, хотя на этом пути мы видим барьеры», — считает она.

 

Еще одна проблема в этой области — зарегулированность. Доступ СО НКО к бюджетным средствам в сфере культуры на местном уровне прописан в 30-40 общих нормативно-правовых актах страны и региона и не менее чем 10 документах в каждом муниципалитете. По мнению экспертов, нужно включить всю информацию о возможностях получения денег некоммерческими организациями в специальные путеводители и распространять ее другими способами.

Исследователи «Граней» также советуют некоммерческим организациям предлагать органам местного самоуправления общий план действий для обеспечения их доступа на рынок социальных услуг.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике