Фото: flickr.com / Leonid Mamchenkov

Обозреватель Агентства социальной информации анализирует знаковые, на его взгляд, события в гражданском секторе с 22 по 26 мая.

«ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ» СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЕ

Хорошие новости для тех, кто еще не бросил смотреть телевизор, но уже устал от бесконечной рекламы пены для бритья и полуфабрикатов: в эфире российских телеканалов может появиться больше качественных социальных роликов. Совет по вопросам попечительства в социальной сфере, который возглавляет Ольга Голодец, обсуждает создание экспертного совета по оценке качества рекламных материалов. Если совет будет создан, то эксперты получат право рекомендовать телеканалам транслировать ролики, получившие его одобрение. Трансляция социальной рекламы все равно останется добровольным делом телеканалов, но они получат дополнительную мотивацию для того, чтобы не отбрасывать качественные видео.

Согласно официальной статистике, в 2016 году средняя доля роликов социальной рекламы в эфире составила 1,3%. В эфире федеральных телеканалов социальная реклама транслировалась 15636 минут. На проблемы с размещением бесплатной социальной рекламы продолжают жаловаться некоммерческие организации, для которых такая реклама – еще один инструмент для завоевания доверия у граждан, что обеспечивает устойчивость их работы и, в конечном итоге, ведет к увеличению критической массы общественного блага. Время покажет, станет ли группа экспертов, о создании которой размышляют в совете Голодец, полезным проводником для социальной рекламы в эфире телеканалов или сыграет опасную роль монополиста в принятии решения, хорош ли тот или иной ролик.

О росте качества социальной рекламы можно судить по итогам фестиваля Lime, прошедшего в Москве уже в восьмой раз. Победителем в категории студенческих работ стал прекрасный ролик «Я не овощ» Романа Соколова и Кати Шрага, созданный в поддержку благотворительной организации «Перспективы». Ролик, «дискриминирующий» кабачки, призывает отказаться от унизительного обращения с людьми с тяжелой инвалидностью.

СМИ ПОВОРАЧИВАЮТСЯ ЛИЦОМ К НКО

Конференция «Белые ночи фандрайзинга», прошедшая на этой неделе в Санкт-Петербурге, принесла весть о планах «Новой газеты» создать в редакции отдел, который бы специализировался на работе с некоммерческими организациями. По словам главного редактора Дмитрия Муратова, «Новая» всерьез заинтересовалась «волонтерами, НКО, историями людей, которым помогают эти люди». На фоне печального тренда неупоминания названий НКО в эфирах телеканалов новость об интересе одной из старейших российских либеральных газет к третьему сектору звучит свежо и обнадеживающе.

Возможно, следом за «Новой», которую и так сложно упрекнуть в пренебрежении социальной повесткой, и другие российские СМИ, обожающие полумертвые новости об экономике, власти и внешней политике, обратят внимание на «золотую жилу» в виде некоммерческого сектора. Общественные организации, благотворительные фонды и группы активистов, работающие «на земле», — практически неиссякаемый источник по-настоящему живых новостей и мнений экспертов, у которых нет необходимости заниматься самоцензурой и учитывать пожелания начальства. Новости из независимых источников всегда в цене, что бы ни думали по этому поводу большие боссы изданий и телеканалов.

Уже сегодня у «Новой» нет шансов остаться наедине с гражданским сектором: региональные некоммерческие организации уже получили площадку в виде журнала «Русский репортер», создавшего рубрику «Карта сообществ». Кроме того, продолжается сотрудничество Агентства социальной информации с Национальной службой новостей и Общественным телевидением России, в эфире которого еженедельно выходят сюжеты о некоммерческих организациях и благотворительных фондах. Все это – лишь капля в море, но узнаваемость организаций гражданского сектора продолжает расти. И этому не помешают ни поиски «иностранных агентов», ни политика больших телеканалов.

ЭКОЛОГИ ПРОТИВ РЕНОВАЦИИ

На этой неделе москвичи получили дополнительный повод быть недовольными планами столичных властей осуществить реновацию городского жилого фонда. Гринпис России заявил, что в нынешней редакции законопроект о реновации несет серьезную опасность для зеленых насаждений Москвы. По оценкам экологов, в результате реализации программы Москва может лишиться около 2,7 тыс. гектаров деревьев. Жители нескольких районов могут лишиться более 25% древесной растительности.

Еще в 2015 году экологи заявили, что москвичи не обеспечены достаточным количеством зеленых территорий: за последние годы в городе было уничтожено 809 гектаров древесных насаждений, вместо которых посадили всего 173. Впрочем, в столичном Департаменте природопользования и охраны окружающей среды уверены, что количество зеленых насаждений в городе превышает нормы на треть. Одно «но»: ведя подсчеты, власти учли «новую Москву» и национальный парк «Лосиный остров».

«Зеленый» вопрос сегодня так же актуален для жителей столицы, как и квартирный. Собственники квартир в относительно «зеленых» районах Москвы вряд ли готовы к изменениям в привычном образе жизни, а вопрос наличия «зеленых зон» продолжает быть актуальным для потенциальных арендаторов. Реновация, бесцеремонно затрагивающая оба главных вопроса горожанина, так или иначе изменит образ города. Как именно, зависит от самих москвичей. Как показал майский митинг на проспекте Академика Сахарова, у горожан есть потенциал для того, чтобы заставить власть учесть их мнение.

НКО В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ

Скоро мы узнаем, кто из кандидатов от некоммерческих организаций войдет в новый состав федеральной Общественной палаты. Голосование за кандидатов продлится до 5 июня включительно, список общественных деятелей опубликован в открытом доступе. Ситуацию отчасти омрачает то, что за кандидатов будут голосовать внутри палаты, те, кто уже вошел в новый состав по «президентскому» списку и те, кто был делегирован в федеральный совещательный орган от региональных общественных палат. С другой стороны, учитывая скандальные итоги открытого онлайн-голосования за кандидатов в предыдущий состав,  решение о проведении внутреннего голосования может быть вполне оправдано.

В список кандидатов вошло немало опытных и авторитетных представителей некоммерческого сектора. Хоть многие эксперты упрекают федеральную палату в декоративности, этот орган все же обладает определенным потенциалом. Реализация его прямо зависит от того, кто из представителей некоммерческого сектора войдет в новый состав — и смогут ли уже избранные члены палаты проголосовать за «неудобных» кандидатов. Если в палату войдут такие люди, как Елена Альшанская, Евгений Гонтмахер, Елена Лукьянова, Александр Спивак или Игорь Честин, то можно будет надеяться, что палата, в отличие от парламента, будет еще одним местом для дискуссий о гражданском обществе.

 

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем