Фото: pixabay.com

В России есть способы помочь людям с ментальными особенностями устроиться на работу и самореализоваться. Этим занимаются общественные организации в крупных городах и центрах субъектов РФ.

Но пока из сотен людей трудоспособного возраста реально находят работу единицы. Об этом говорили эксперты на конференции «Профориентация и трудоустройство людей с ментальной инвалидностью и другими нарушениями развития», организованной фондом «Абсолют-помощь».

Второй — бесплатно

Главное, что необходимо сделать для будущего трудоустройства человека с ментальными особенностями, — качественно обучить, это подтвердили многие участники дискуссии. Таким людям тяжело учиться в обычном потоке в вузах, доступно немного специальностей и почти невозможно получить диплом — разве что сертификат об освоении программы.

«Все люди с инвалидностью очень разные. Кто-то может не только себе заработать на жизнь, но и помочь другим и даже пользу государству принести, — говорит Игорь Шпицберг, руководитель московского центра «Наш солнечный мир». — В общении с бизнесом я всегда стараюсь подчеркнуть, что, принимая на работу человека с ментальной инвалидностью, они часто получают сразу двух специалистов: у сотрудника есть сопровождающий – близкий родственник, который может быть тоже отличным работником в конкретной сфере, но из-за обстоятельств не смог себя реализовать. Есть просто разные люди: кто-то сам добивается, кого-то даже среди самых обычных людей приходится подталкивать. А человеку с особенностями необходимо, чтоб ему дали возможность реализовать себя, почувствовать нужным. Но для этого нужно помочь ему».

Само сопровождение людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) — тоже трудность. Им нужна поддержка и контроль как во время учебы, так и на работе. Эту задачу, по мнению экспертов, могли бы взять на себя НКО и фонды.

«У нас есть пример, когда к нам обращаются молодые люди, которые хотят учиться. Если мы видим, что у человека есть четкие цели, а не просто амбиции и желание, то начинаем сотрудничество, обучение, — рассказала куратор, преподаватель из фонда «Большая перемена» Ирина Ладыгина. — Заранее определяем, лидер он или исполнитель. Правда, есть еще группа людей, самая сложная, которые вроде хотят, но при трудоустройстве возникают неприятные моменты: не выходит на работу, часто опаздывает, небрежно выполняет задания руководства и так далее. С такими кандидатами мы стараемся по-особому вести диалог, чтобы уже процессе обучения человек понял, чего он конкретно хочет. Для нас главное — не просто трудоустроить, а сделать так, чтобы потом он удержался на той или иной работе».

Людям с легкими формами ментальной инвалидности обычно достаточно лишь помочь подготовиться к самопрезентации и собеседованию. Такие услуги в России тоже есть.

«Мы помогаем трудоустроиться самостоятельно, а не находим работу. Мы даем рекомендации, как это делать правильно, — утверждает Дарья Антонова, специалист по методологии и обучению центра «Работа-i» благотворительного фонда «Рауль» (Санкт-Петербург). — У нас трудоустройство проходит по модели «кандидат («могу+хочу») + ситуация (условия в компании, отбор, адаптация) = результат». Мы сотрудничаем с большой сетью социальных организаций, им рассказываем, что предоставляем такую услугу, а они информируют своих подопечных о такой возможности. С желающими проводим тренинги по составлению резюме, самопрезентации, даже есть пробные интервью, где кандидат может поговорить с представителем бизнеса, тот, в свою очередь, дает рекомендации, на что обратить внимание, что исправить. Во время тренингов определяем навыки и затем размещаем резюме в интернете».

Прогресс налицо

Даже когда человек готов учиться и растет в профессиональном плане, коллектив и общество могут его не принять. Диагноз остается с ним навсегда, но, по мнению специалистов, именно специфика диагноза может помочь в плане трудоустройства.

«Важен интерес работника к сфере, в которой он будет себя реализовывать, тогда все получится, — считает директор РООИ «Перспектива» Денис Роза. — Мы стараемся заранее выяснять все подробности и интересы, еще в процессе мотивационного интервью, опрашиваем педагогов из колледжа, близких. Пытаемся понять, как человек ведет себя дома, на учебе — все это делается для того, чтобы подобрать специальность правильно. Мы находим людей по специфике интересов и особенностям поведения и уже к конкретному работодателю идем с конкретным кандидатом».

Как говорит Денис Роза, самая эффективная адаптация начинается уже на работе, а не при подготовке к ней. Важно найти место и пробиться. Специалисты надеются, что развитие технологий даст больше рабочих мест в том числе и людям с ментальными особенностями.

«Они могут реализовать себя в разработке и тестировании программного обеспечения, — говорит Сергей Долгов, соучредитель благотворительного фонда «Разные дети», директор по коммуникациям «Национальной Юридической Службы». — Они очень внимательные, стремятся к порядку, к выполнению несложных цепочек задач. Такие сотрудники нужны там, где есть автоматизированное производство, но требуется человеческое присутствие. Также они полезны в обучении персонала: следят за тем, чтоб все было правильно, умеют доносить эту информацию до других. В том числе стоит иметь в виду и обучение роботов. Профессиями, которые есть на рынке сейчас, не должно исчерпываться поле возможностей человека с ментальными особенностями».

***

Согласно результатам всероссийского мониторинга доступности высшего образования, в 36% российских вузов доступная среда развита слабо или отсутствует, только 48% имеют специальные технические образовательные средства, в 54% отсутствует медицинское сопровождение для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, во многих вузах нет специализированного персонала (тьюторы, тифлосурдопереводчики, медицинские работники, методисты) и адаптированных учебных программ.

В 2015-2016 годах в вузы поступили около 6 тыс. студентов с инвалидностью, а выпустились чуть более 4 тысяч. Наиболее популярными направлениями у людей с инвалидностью (данные 2014 и 2015 годов) стали клиническая медицина, экономика и управление, а также педагогика. Мониторинг показал, что на сегодняшний день людей с инвалидностью всего 0,38% от всех российских студентов.

Рекомендуем