Эксперт в области открытых данных (Open Data) Иван Бегтин рассказал о пользе и опасностях, которые приносят современные информационные технологии.

Фото: Ольга Воробьева

Открытые данные – это бесплатные данные, опубликованные в открытом доступе. Обычно это данные из интернета. Их можно воспроизводить, распространять, обрабатывать, указав источник. В основном такие данные предоставляет государство, но их источником могут быть и некоммерческие организации.

«Неправда, что НКО не могут заниматься большими открытыми данными, — рассказал Иван Бегтин, директор организации «Информационная культура». — Этих НКО немного, чаще всего они специализированные, созданные специально для этого. Но они часто аккумулируют гораздо больше данных, чем коммерческие компании».

Крупнейшие НКО, владеющие большими данными, — Архив интернета, Open Street Map и Wikimedia.

Иван Бегтин
Иван Бегтин

Большие данные во благо

Среди больших данных можно найти информацию для НКО и о НКО. В первом случае информация необходима некоммерческим организациям для помощи своим подопечным. Если организация помогает осужденным, ей пригодятся данные о количестве этих людей на определенной территории. Большие данные можно найти на таких ресурсах, как Undata, Всемирный банк, Хаб открытых данных, Портал открытых данных РФ, okfn.org.

Используя большие данные, НКО могут проводить исследования в сфере урбанистики, экологии, проверять достоверность информации. Некоторые данные позволяют им больше узнать о своих жертвователях.

Во втором случае НКО раскрывают данные как подтверждение своей прозрачности. В машиночитаемом виде таких данных пока немного, добавил Бегтин. Как правило, инициатива о раскрытии таких данных исходит от донорских организаций. Например, на британском портале 360 Giving опубликована информация о 187 тыс. грантов. Это обеспечивает более эффективное субсидирование НКО, считают создатели ресурса. В основном здесь представлены детализированные данные о получателях грантов Big Lottery Fund, основного британского фонда, субсидирующего НКО.

медиаклуб

Информационное неравенство

Усиление информационного неравенства — это главная проблема больших открытых данных, отметил Бегтин.

«Казалось бы, столько плюсов — данные накапливаются, и их можно использовать во благо. Но эти технологии усиливают сильных и ослабляют слабых при определенных условиях,  например, в некоторых неразвитых странах», — рассказал эксперт.

медиаклуб

Проект GlODAN (Global Open Data for Agriculture and Nutrition) декларирует, что открытые данные при неумении их использовать приводят к ухудшению экономики неразвитых стран. Например, многие частные фермеры, работающие в промышленном секторе экономики, не умеют работать с данными. В отличие от них крупные структуры в этом секторе могут позволить себе нанять специалиста для анализа данных. Так они смогут увеличить эффективность своей работы настолько, чтобы разорять представителей малого бизнеса, объяснил Иван Бегтин.

При этом возникает этический вопрос — как сделать так, чтобы данные использовались во благо, а не во вред, или хотя бы не во благо кого-то одного? «Все стартапы, которые создаются на больших данных, преследуют цель — помочь другим извлечь из вас больше денег», — считает Бегтин.

«Когда ты лоббируешь открытие данных, нужно понимать, что главным бенефициаром будут крупные корпорации. Но если не лоббировать, компании все равно смогут их купить. Поэтому если данные открыты, это даст хотя бы какие-то возможности для других, но только если у нас есть среда, в которой можно это делать. Если такой среды нет, все усилия будут направлены на то, чтобы ограничить бенефициаров, которые становятся монополиями», — уверен эксперт.

Как НКО использовать большие данные

По сути у некоммерческих проектов нет никаких ограничений в использовании больших и открытых данных, кроме квалификации, говорит Бегтин. Им необходимо искать грамотных IT-специалистов (если на это есть ресурсы), либо обучаться самим. Для обучения некоторые организации проводят курсы об открытых данных — дистанционный курс доступен на сайте Открытого правительства. Кроме того, ежегодно проходит День открытых данных, где можно посетить лектории, мастер-классы и хакатоны.

медиаклуб

«Самый очевидный способ для НКО использовать такие данные — кооперироваться с теми, кто умеет с ними работать… Раньше мы говорили про большие данные как нечто сложное, нужно много серверов и так далее. Сейчас для того чтобы обрабатывать большие данные, нужно около 20 долларов в месяц. Можно найти и бесплатные варианты и обработать нужные базы данных. После либерализации инструментов существенных ограничений нет», — отметил Иван Бегтин.

медиаклуб

Медиацентр «АСИ – Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.

Запись Медиаклуба

Больше новостей некоммерческого сектора в телеграм-канале АСИ. Подписывайтесь.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Как писать посты в соцсетях: инфографика для НКО

Какие посты подходят для разных социальных сетей и как попасть в ленту пользователя, в медиацентре «АСИ — Благосфера» рассказала Людмила Зонхоева, руководитель PR-направления Агентства социально…

Как использовать digital-маркетинг в работе НКО

Как продвигать свою организацию за счет онлайн-инструментов и подготовить рекламную кампанию, в медиацентре «АСИ — Благосфера» рассказали Виталий Самолет, директор Центра социальных коммуникаций «Социальный эффект»,…