Фото: en.wikipedia.org

В Общественной палате (ОП) РФ обсудили, как общество реагирует на детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью, и представили результаты социологического исследования.

По заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в конце 2016 года Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с инициативной группой Координационного совета по делам детей-инвалидов при Общественной палате РФ провели опрос среди россиян. Они изучали, как жители относятся к детям с инвалидностью, готовы ли им помогать и нужно ли вводить в школах инклюзивное образование.

Согласно данным, 45,2% опрошенных положительно отзываются о появлении ребенка с инвалидностью в общественных местах. Хотя многие не относятся к таким детям как к равным, а скорее испытывают сострадание и желание помочь. Безразличная реакция отмечена у 24,1% респондентов, каждый пятый реагирует отрицательно (с раздражением, испугом, нежеланием видеть ребенка с выраженными ограничениями здоровья).

«Отрадно, что, по данным исследования, большинство россиян определили свое отношение к детям с инвалидностью как дружественное, — отметила певица, член Общественной палаты РФ Диана Гурцкая. — За шесть лет рост числа граждан, включенных в процесс помощи детям-инвалидам, составил от 14% до 50% (подобное исследование проводилось в России и в 2010 году)».

Тем не менее Гурцкая обеспокоена существующими стереотипами о детях с инвалидностью. «То, что они рождаются в неблагополучных семьях, бесперспективны для общества и у них потребительское отношение ко всему, — такие ошибочные мнения надо искоренять. Как бы нам ни помогало государство, мы ничего не сможем сделать, если не изменится сознание людей. Такое исследование должно задать правильные ориентиры в формировании подлинного безбарьерного мира», — добавила член ОП РФ.

Более половины опрошенных семей с детьми-инвалидами говорят о негативной реакции общества на своего ребенка. 16% респондентов считают, что отношение к ним меняется.

По мнению председателя правления Фонда поддержки детей Марины Гордеевой, очень важно использовать общественный интерес к этой теме, чтобы продвинуть позитивные изменения в отношении к детям с инвалидностью.

«В обществе мы отошли от медицинской модели восприятия инвалидности, — утверждает Марина Гордеева. — Да, это нарушения физического состояния, нужны усилия для корректировки и помощи. Но не менее важна социальная составляющая, и здесь общество по-иному стало воспринимать проблему. Позитивная динамика есть: граждане сочувствуют, понимают необходимость соблюдения прав людей с инвалидностью. Но инвалиды все равно находятся под давлением социума. Полностью адекватного восприятия здоровыми людьми тех, у кого ограничены возможности, пока не происходит. Многие реагируют настороженно и порой даже не знают, как себя вести».

В российских образовательных учреждениях практически отсутствует методика инклюзивного и коррекционного образования, которая позволила бы детям с ограничениями и без не чувствовать неловкости при общении, отмечают эксперты.

«Большая часть россиян считает, что инклюзивное образование при достаточно серьезном подходе благоприятно как для детей с инвалидностью, так и для детей без ограничений по здоровью, — говорит профессор НИУ ВШЭ, один из авторов исследования Оксана Кучмаева. — Среди преимуществ, безусловно, — социальный аспект. В этом случае ребенок не становится изолированным в дополнение к проблемам со здоровьем. Он получает возможность воспитываться в атмосфере толерантности. И обычные дети начинают по-другому относиться к своим сверстникам. Инклюзивная школа рассматривается как знак качества образования».

Все это возможно лишь в том случае, если дети во время учебного процесса не испытывают недостатка в учебных пособиях, материалах, тьюторах. Это подтверждает и сопредседатель координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате Российской Федерации Елена Клочко. По ее словам, среди опрошенных родителей с детьми-инвалидами 74% высказались за совместное обучение. При этом родители четко оценивают способности ребенка к образованию.

«Каждый, кто борется сейчас за здоровье и образование своего ребенка, не представляет его изолированным от общества, — говорит Елена Клочко. — Он надеется на то, что ребенок в будущем будет встроен в это общество. Но без реакции общества, к сожалению, они приняты не будут, это нужно понимать».

Немаловажную роль в адаптации детей играет и помощь таким семьям — они часто испытывают материальные трудности. В основном, как показывает исследование, такую помощь оказывают благотворительные организации и отдельные граждане. Как правило, это денежная помощь и передача товаров первой необходимости.

«Иногда кажется, что проще помочь материально, чем взваливать на себя обузу и оказывать помощь в каждодневном регулярном общении, совместном проведении досуга, помочь людям, у которых есть трудности с перемещением, с поездками, — говорит один из авторов исследования Оксана Кучмаева. — Однако респондентам задали дополнительный вопрос: хотели бы они, чтобы непосредственно их ребенок участвовал в оказании помощи. Более 37% ответили «скорее да» и «однозначно да» — 30%. Здесь показательную роль играет воспитание в семье привычки помощи ближним, не таким как ты, людям с ограниченными возможностями — это значимо и необходимо».

Рекомендуем

«Перспектива» назвала победителей конкурса «Инклюзивная школа России»

Победителями конкурса достижений в сфере инклюзивного образования в российских школах в шести номинациях стали педагоги и учреждения, сумевшие создать наиболее благоприятную среду для полноценного включения…

В Москве состоялась премьера фильма «Свои не свои», посвященного инклюзивному образованию в России

В Общественной палате 21 мая состоялся премьерный показ документального фильма «Свои не свои», повествующего о жизни детей с инвалидностью в России. Фильм рассказывает о том,…

Фотографы и семьи с детьми-инвалидами из Барнаула объединятся для проекта «Принимайте нас равными»

В Барнауле стартует проект по изменению отношения в обществе к детям с ограниченными возможностями здоровья. Участие в нем принимают фотографы и семьи с детьми-инвалидами.