Фото: flickr.com / Olga Berrios

На ХIII ежегодной конференции газеты «Ведомости» «Благотворительность в России» обсуждали, как обеспечить развитие инфраструктуры сектора.

Сохранить то, что есть

На сегодняшний день важнейшие элементы инфраструктуры в России уже созданы и главная задача – их сохранить, считает член Общественной палаты РФ (ОП РФ), директор Агентства социальной информации Елена Тополева. По ее мнению, существование инфраструктуры сегодня под угрозой. С одной стороны, общество стало активно вовлекаться в благотворительную и волонтерскую деятельность, а государство – поддерживать НКО и благотворительность в целом. С другой стороны – опытные и эффективные инфраструктурные организации сейчас находятся в худшем состоянии с точки зрения устойчивости, чем несколько лет назад.

«Еще несколько лет назад у нас была большая уверенность в будущем благодаря тому, что мы могли получать международную поддержку. Сейчас эти возможности сильно урезаны. У нас также была программа Минэкономразвития, которая содействовала развитию этой инфраструктуры, помогая не только в финансовом плане, но и в других аспектах. При этом у нас так и не появилось серьезного негосударственного игрока (частного фонда или объединения организаций), который сделал бы своей главной задачей развитие и поддержку инфраструктуры», – говорит Тополева.

Где пусто, где густо

Еще одной серьезной проблемой инфраструктуры является ее фрагментарность: в некоторых регионах активно работают фонды местных сообществ и ресурсные центры, но в других подобной инфраструктуры нет вообще.

«На фоне этой «фрагментарности» появляются попытки создавать какие-то новые элементы инфраструктуры. Например, отдельную инфраструктуру для развития добровольчества или даже региональную инфраструктуру для развития благотворительности. Я считаю, что в тех условиях, в которых мы сейчас живем, нам не нужно этого делать. Нужно стараться аккумулировать те ресурсы, которые уже есть и не плодить новые», – подчеркнула Елена Тополева.

Роль государства

Елена Тополева считает, что необходимо подтолкнуть государство к созданию специальной структуры или к поддержке негосударственной организации, которая бы играла роль, аналогичную институту развития малого и среднего бизнеса. «Если подобный институт развития не будет создан (например, на базе Минэкономразвития или в качестве отдельной структуры), то вряд ли мы сможем ожидать тех прекрасных перемен, о которых все сегодня говорят и которые вписаны в многочисленные нормативно-правовые акты», – считает Тополева.

Создание государственных институтов для развития инфраструктуры – это опасный путь, полагает директор Архангельского центра социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова. «Все благие намерения, которые у нас возникают на федеральном уровне, становятся очень «неблагими», когда они доходят до регионов. Не потому, что люди в регионах во власти плохие, а потому что они просто не способны адаптировать все те нововведения, которые идут сверху. И, к сожалению, нововведения про некоммерческий сектор им настолько непонятны и их валится им на голову так много, что они часто делают это достаточно формально», – пояснила она.

На сегодняшний день роль государства в развитии инфраструктуры заключается, в частности, в поддержке ресурсных центров, информационной поддержке и обеспечении взаимодействия с государственными СМИ. Государство также оказывает НКО образовательную поддержку, помощь в создании новых организаций, привлечении студентов, школьников и формировании положительного отношения к благотворительности и некоммерческим организациям в обществе, говорит Артем Шадрин, директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ.

Дорожная карта

По мнению Артема Шадрина, хорошую возможность для развития инфраструктуры предоставляет стартовавшая реформа системы распределения президентских грантов: эта система обладает потенциалом для того, чтобы обеспечить создание всех необходимых условий для поддержки и развития инфраструктуры некоммерческого сектора и благотворительности и на федеральном уровне и на уровне регионов. Сегодня в регионах активно работают порядка 20 ресурсных центров, которые вносят серьезный вклад в развитие благотворительности. «Это очень хороший масштаб. Многие из них работают не только на территории базирования, но и в соседних регионах. По сути, инфраструктура региональных ресурсных центров при должной поддержке способна значительно улучшить условия для поддержки благотворительности по всей территории страны», – считает он.

Сейчас сформировались хорошие условия для партнерства между благотворительными, некоммерческими организациями, представителями бизнеса и органами власти, уверен Шадрин. Такие возможности, в частности, предоставляет дорожная карта по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, утвержденная правительством в 2016 году, говорит он. На федеральном уровне эту деятельность будет сопровождать Минэкономразвития: министерство будет играть роль «одного окна», в которое можно обращаться напрямую.

В 2016 году конференция «Благотворительность в России» была посвящена продвижению и адвокатированию идей благотворительности и меценатства. Эксперты рассматривали проблему продвижения благотворительности и восприятия этой темы в обществе и попытались ответить на вопросы: что удалось сделать, благодаря кому и чему это получилось, какие методы не сработали, кто стал агентом перемен.

Рекомендуем

Светлана Маковецкая: ресурсные центры – это один из инструментов реализации госполитики по поддержке СО НКО

В Москве проходит стратегическая конференция «Инфраструктура поддержки СО НКО в регионах: вчера, сегодня, завтра». Эксперты некоммерческого сектора, в частности, обсуждают проблемы, связанные с функционированием ресурсных…

В Госдуме поддерживают поправки к закону об исполнителях общественно полезных услуг

Профильный комитет Государственной Думы РФ одобрил законопроект, упрощающий для некоммерческих организаций процедуру получения заключения о соответствии качества оказываемых ими услуг.