Фото: Ольга Воробьева

Впервые в 2016 году в России проходила благотворительная акция #ЩедрыйВторник. Благотворительный вариант «черной пятницы» и «киберпонедельника» известен во многих странах мира — в этот день фонды, коммерческие компании, культурные и образовательные учреждения организуют акции и флешмобы для сбора пожертвований, их сотрудники становятся волонтерами, помогают бездомным животным, больным детям и взрослым, пожилым людям и другим нуждающимся в поддержке. На площадке медиаклуба Медиацентра «АСИ-Благосфера» участники первого в России «Щедрого вторника» обсудили результаты акции.

Первый #ЩедрыйВторник в России вызвал большой резонанс среди некоммерческих организаций, бизнеса и обычных горожан — его поддержали в 124 населенных пунктах от Калининграда до Владивостока, где организовали более 1500 событий, на сайте акции зарегистрировались более 900 партнеров. С помощью интерактивной карты участники «Щедрого вторника» могли сообщить о своих акциях или узнать об акциях в своем городе.

Несмотря на то, что фандрайзинг не был основной целью акции, в #ЩедрыйВторник удалось собрать значительное количество пожертвований. Платежные системы зафиксировали увеличение суммы собранных пожертвований в среднем в 2,5 раза по сравнению с пожертвованиями в этот же период прошлого года или прошлых месяцев.

Большинство участников акции считают «Щедрый вторник» эффективным, и более 90% опрошенных фондом «КАФ», готовы поддержать благотворительную инициативу в следующем году, отмечает Светлана Горбачева, директор по маркетингу и коммуникациям фонда «КАФ». Фонд стал организатором акции в России.

Светлана Горбачева
Светлана Горбачева, фонд «КАФ»

По данным исследования фонда «КАФ», 58% людей, занимающихся благотворительностью, не делятся этим. Чтобы вывести их «из тени», организаторы дали старт флешмобу #НеделяПризнаний — его участники рассказывали в социальных сетях, кому они помогают, и публиковали фотографии со своими признаниями. Интерактивный портал «Щедрого вторника» собрал около 3 тыс. признаний. Главными лицами флешмоба стали известные медийные лица — актриса Ирина Горбачева, теле- и радиоведущий Антон Комолов, актриса Елизавета Боярская и другие.

Участие звезд помогло привлечь внимание горожан к благотворительности, считают участники «Щедрого вторника». Православную службу помощи «Милосердие» поддержал актер Андрей Мерзликин, Всемирный фонд дикой природы (WWF) — тележурналист Владимир Познер, зоолог Николай Дроздов.

«Неделя признаний — очень удачный формат. Звезда своим примером показывает, что можно в этом участвовать и каждый может оказаться на ее месте», — считает Дмитрий Буренко, директор по развитию WWF Россия. Главным критерием участия звезды в акции при этом должна быть не столько степень ее известности, сколько лояльность к фонду и принятие его ценностей, добавил он.

Медиаклуб

«Мы использовали «Щедрый вторник» для того, чтобы поговорить с людьми об их участии в природоохранной деятельности. Профессиональные природоохранные организации, которые выполняют проекты по антибраконьерству, предотвращению нелегальных рубок, ликвидации нефтеразливов — это узкоспециализированная деятельность, к которой обычные люди имеют довольно далекое отношение. Поэтому наше событие обращало внимание на вопросы экологии. И звезды помогли сделать это событие интересным», — рассказал Буренко.

Дмитрий Буренко
Дмитрий Буренко, WWF России

«Щедрый вторник» позволил его участникам выйти на новую аудиторию. Краудфандинговая платформа Planeta.ru в этот день обратилась к помощи молодежных музыкальных групп, которые опубликовали посты о поддержке акции. По словам представителей Planeta.ru, это привлекло внимание молодой аудитории.

Медиаклуб

Благотворительная инициатива стала дополнительным информационным поводом для взаимодействия коммерческих компаний и НКО. Компании проводили акции по собственной инициативе или откликались на приглашения фондов. «Щедрый вторник» поддержала компания «Мегафон», которая организовала кинопоказы для слабовидящих и слабослышащих людей совместно с фондом «Искусство, наука и спорт». Компания «Дикси» впервые организовала благотворительную акцию по сбору продуктов для подопечных Фонда продовольствия «Русь».

Не во всех случаях это взаимодействие получилось удачным, признаются представители некоммерческого сектора. Партнерство компаний и НКО должно быть взаимовыгодным, а не односторонним, подчеркнули участники благотворительной акции.

Медиаклуб

По словам сотрудника Русфонда Евгении Лобачевой, «Щедрый вторник» стал средством тимбилдинга. «Эта ситуация объединила коллег — все друг за друга переживали, друг другу помогали и работали на общий результат», — отметила Лобачева.

Для небольших и неизвестных некоммерческих организаций международная инициатива стала шансом наладить важные связи с будущими партнерами. Кто-то, как фонд «Найди семью», впервые провел акции с новыми партнерами в этот день, а кто-то приурочил к «Щедрому вторнику» рождение своей организации. Вместе с «Щедрым вторником», например, родился новый фонд «Спутник», помогающий взрослым людям с аутизмом.

Екатерина Левшина, Благотворительный фонд Владимира Потанина
Екатерина Левшина, Благотворительный фонд Владимира Потанина

«Самое негативное впечатление, которое я получила в «Щедрый вторник» — конкуренция в некоммерческом секторе. Она оказалась гораздо больше, чем я ее представляла. Оказалось, что интересы НКО не простираются дальше собственного бренда. Если мы не будем менять эту ситуацию, то, к сожалению, не сможем выжить по отдельности. Мы должны объединяться», — отмечает Светлана Горбачева.

Среди планов и пожеланий участников акции на будущий год — создание алгоритмов участия и поддержки акции для разных аудиторий, включая органы власти, бизнес, НКО и бюджетные учреждения, разработка линейки просветительских информационных продуктов под брендом «Щедрый вторник» для возможного использования на акциях всеми участниками, развитие партнерских инициатив.

Медиацентр «АСИ — Благосфера» — это совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.

Запись Медиаклуба по итогам «Щедрого вторника»

Рекомендуем