Фото: фонд «Наше будущее»

На этапе расцвета бизнеса социальные предприниматели начинают задумываться о распространении своего проекта на других территориях. Один из способов тиражирования — франшиза, создание предприятия под уже существующим брендом по его бизнес-модели. Эксперты Всероссийского слета социальных предпринимателей обсудили, как правильно распространять социальный бизнес, какие ошибки могут допустить социальные предприниматели и как их избежать.

Поскольку социальное предпринимательство в России только развивается, в качестве тиражирования часто используют рассеивание — социальные предприниматели бесплатно рассказывают всем желающим о своем проекте. Такой способ не слишком удачен, отмечает генеральный директор компании BRTG Светлана Князева.

«Вы горите идеей и готовы рассказать всему миру о том, как делается ваш проект. Вы честно и бесплатно рассказываете о нем и что получаете? С одной стороны, люди зажигаются от этой идеи, а с другой — начинают копировать то, что вы делаете, не имея никаких инструментов. Иногда делают это не очень удачно, а иногда ради собственной выгоды. И получается, что вашу благую идею преобразовали в то, что негативно влияет на вас», — говорит Князева.

Тиражировать свой бизнес-проект через создание филиалов очень дорого, оптимальный способ распространения — социальная франшиза, считает эксперт. Однако и здесь есть свои подводные камни. «Мы часто попадаем в ловушку, когда считаем, что если наш бизнес хорошо работает и приносит доход, то он будет так же хорошо работать у любого другого человека, но это не совсем так», — поделилась Светлана Князева.

Для успешного запуска социальной франшизы нужно найти партнеров-единомышленников, которые не стремятся заработать как можно больше денег. «Основная цель социального предпринимателя — сделать мир лучше. И получение дохода здесь — не самое главное. Деньги нужны, чтобы распространять ваш проект, делать мир еще лучше, поддерживать свой уровень доходов и контролировать расходы», — добавила эксперт.

Партнеры в социальной франшизе должны полностью соответствовать концепции проекта. Для этого социальному предпринимателю необходимо составить свою бизнес-модель — посчитать доходы, расходы, роялти (регулярные выплаты ваших партнеров за содействие в бизнесе) — и сделать ее доступной для реализации другим человеком. Эксперты советуют не описывать бизнес-модель самостоятельно, а привлекать профессионала.

«Если у вас что-то не сходится, значит у вас нет бизнес-модели для передачи другому лицу. Передавая бизнес-модель, вы несете ответственность за то, что приглашаете человека в предприятие, которое может быть для него убыточным», — уточнила Светлана Князева.

В бизнес-модель социального проекта входит описание его ценностей, потенциальных клиентов, каналов сбыта, структуры издержек, ресурсов, видов деятельности, потоков поступления доходов, добавляет основатель сети центров раннего развития «Бэби-клуб» Юрий Белонощенко. Ядром модели является идея проекта, от которой нужно отталкиваться, говорит эксперт. Сеть «Бэби-клуб», которую создал Белонощенко, стала успешной франшизой — сейчас в 71 городе России работает 216 центров.

Одно из главных требований при реализации социальной франшизы — дисциплина, считает Светлана Князева. «Если мы начинаем какое-то дело, оно становится семейным, душевным. И нам, как правило, не хватает рыночной дисциплины. Вы говорите — в каждой группе моей творческой студии будет пять детей. Затем допускаете, что в группе может быть двое детей, это же абсолютно не рыночный подход. Вы разрабатываете бизнес-процессы и должны дисциплинироваться», — считает она.

С ней согласилась Елена Минаева, мама ребенка с инвалидностью и создатель художественных студий «Чудеево». Студии продвигают инклюзивный формат творческих кружков — сюда могут прийти как обычные дети, так и дети с ограниченными возможностями. Кроме того, центры «Чудеево» располагаются возле новостроек, где инфраструктура развита не так хорошо. В «Чудеево» можно рисовать акварелью, песком, создавать бижутерию, шить кукол. Центр открылся в 2009 году. Сейчас у «Чудеево» 11 точек в Митино, Одинцово, Химках, среди которых три франшизы.

«Для меня этот бизнес ничем не отличается от обычного. Мы точно также должны работать в конкурентной среде, платить арендную плату, нести затраты. Мы используем инструментарий бизнеса. Но по философскому наполнению процесса разница кардинальна. У бизнеса на первом месте — деньги и прибыль, у социального предпринимателя на первом месте стоит идея. И уже под эту идею мы находим деньги как ресурс», — рассказала Минаева. Она добавила, что технологии проекта не должны быть привязаны к личности, он работает независимо от создателя.

Всероссийский слет социальных предпринимателей собрал более 500 участников из России и зарубежных стран. Слет организовали Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», Институт развития интернета, Ассоциация социального развития при поддержке Московской школы управления «Сколково» и организации «Деловая среда».

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

«Ленькин кот» предлагает социальную франшизу пунктам проката веттехники

Петербургский фонд помощи животным «Ленькин кот» предлагает заинтересованным коллегам из регионов своего рода социальную франшизу для организации благотворительных пунктов аренды ветеринарной техники и оборудования. Об…