Фото: фонд «Наше будущее»

Сфера социального предпринимательства в России расширяется, но эта деятельность до сих пор не имеет законодательной базы. Участники Всероссийского слета социальных предпринимателей обсудили, зачем закреплять в законе понятие «социальный предприниматель» и нужны ли социальным предпринимателям налоговые льготы и другие меры поддержки.

Впервые понятие «социальный предприниматель» появилось в приказе Минэкономразвития России от 24 апреля 2013 года № 220, созданного для поддержки малого и среднего предпринимательства. Этим понятием пользуются и до сих пор, но такой законодательной базы для развития социального предпринимательства недостаточно, считает Максим Паршин, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ. Минэкономразвития вместе с экспертными организациями, включая специалистов из регионов России, работает над федеральным законопроектом, в котором будет раскрыто понятие социального предпринимателя. В ближайшее время законопроект представят для общественного обсуждения.

По мнению экспертов, законопроект позволит ввести социальных предпринимателей в правовое поле и оказывать им необходимую поддержку. Председатель правления Ассоциации социального развития (АСР) и директор по социальным проектам Института развития интернета (ИРИ) Владимир Яблонский уверен, что помимо субсидий социальным предпринимателям необходимы имущественные льготы, которые позволят получить помещение для работы.

Яблонский рассказал, что для социальных предпринимателей рассчитывают создать интернет-реестр, куда можно попасть после процедуры сертификации. Реестр поможет продвигать товары и услуги и популяризировать само социальное предпринимательство. Он также предложил учредить объединение социальных предпринимателей.

Сейчас для реализации товаров социальных предпринимателей работает интернет-магазин краудфандинговой платформы Planeta.ru, созданный при поддержке ИРИ.

«Мы столкнулись с проблемой, что магазин сделать просто, а товаров социальных предпринимателей не так много. Необходимо открыть рынки и госзаказ для социальных предпринимателей и для этого работать с федеральными органами исполнительной власти», — говорит Яблонский. По его мнению, государственный и негосударственный секторы должны находиться в равных условиях, это позволит повысить качество социальных услуг.

По словам директора PricewaterhouseCoopers (PwC) Василия Аузана, налоговые льготы для социальных предпринимателей — важный инструмент поддержки. «Не хотелось бы, чтобы социальные предприниматели воспринимались как социально незащищенные, поскольку это все-таки сфера предпринимательства. Здесь важен бизнес-талант, важно, чтобы сами предприниматели обладали навыками и выращивали их с помощью специальных инструментов поддержки», — отметил  Василий Аузан.

Эксперт призвал обратить внимание на индивидуальные формы поддержки третьего сектора. По его словам, в России в основном распространена институциональная поддержка — государственные субсидии, гранты, поддержка от фондов, например, «Наше будущее».

В мировой практике больше распространена поддержка частного сектора. В Великобритании, Швейцарии, Сингапуре развиты венчурные фонды социальных инвестиций, долевое финансирование, что дает возможность стать акционером социальной организации и предприятия; социальные банки, которые кредитуют социальных предпринимателей на льготных условиях, руководствуясь социальной значимостью их деятельности.

Генеральный директор фонда «Перспектива» Александр Свинин напомнил, что доступ некоммерческих организаций к оказанию соцуслуг позволит более чем на 25 млрд рублей в год увеличить финансирование третьего сектора. В этой ситуации социальным предпринимателям нужно быть готовыми уметь зарабатывать, предлагать свои услуги не только государству, но и открытому рынку, и конкурировать. По его мнению, социальным предпринимателям не нужны дополнительные льготы. На данный момент третьему сектору нужно провести ревизию существующих программ государственной поддержки и оценить их эффективность.

Всероссийский слет социальных предпринимателей собрал более 500 участников из 59 регионов России и 4 зарубежных стран. Слет в четвертый раз организовал Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», Институт развития интернета, Ассоциация социального развития при поддержке Московской школы управления «Сколково» и организации «Деловая среда». Первый слет социальных предпринимателей прошел в 2010 году.

Рекомендуем