Фото: flickr.com / Сivil Forum

В рамках прошедшего в Москве в минувшую субботу IV Общероссийского гражданского форума эксперты обсудили стратегию развития и ресурсы местных сообществ.

За последний год существенно изменилась жизнь городских и сельских сообществ в России, в определенных сегментах гражданские инициативы и активности идут в рост, говорит Андрей Максимов, руководитель проекта «Муниципальная карта России: точки роста» Комитета гражданских инициатив, координатор экспертной площадки «Местное самоуправление». По его словам, этот процесс заметен на общероссийском уровне. При этом Максимов отметил, что вот уже два года не проводятся прямые выборы руководителей крупных городов, активных, инициативных мэров становится все меньше, а корпус муниципальных руководителей подчас меняется каждые несколько месяцев.

В России недостаточно укоренена культура самоорганизации, считает Сергей Цыпляев, президент Фонда развития республиканских традиций и институтов «Республика». Местное самоуправление – это фундамент, именно отсюда начинается созидание, но в нашей стране эта «грядка, где выращивают лидеров», работает очень плохо, говорит эксперт. Местное самоуправление нуждается в развитии, этой идее еще предстоит овладеть массами, уверен Цыпляев, но пока желание граждан брать ситуацию в свои руки слишком слабо. «Нам нужно не «меньше государства», а больше самоуправления», – резюмировал эксперт.

Не имеет смысла ждать новых законов, регулирующих деятельность местных сообществ, нужно уже сегодня делать то, что у нас получается хорошо, считает член Московской Хельсинкской группы Вячеслав Бахмин. Он считает, активные граждане, которые хотят что-то менять в своем сообществе, должны обладать определенными компетенциями. Они, в частности, должны хорошо знать территорию и ее жителей, понимать, что происходит в сообществе, развивать и поддерживать связи с людьми и группами, коммуницировать с различными аудиториями, уметь развивать и привлекать ресурсы, усиливать потенциал местных организаций и содействовать продуктивному диалогу.

По мнению Бахмина, начинать преобразования с выяснения потребностей и проблем – это не лучших подход, поскольку такая стратегия, основанная на потребностях, не является стратегией развития. Начинать стоит с возможностей и ресурсов, которыми мы обладаем, говорит эксперт. У каждого человека есть способности, которые можно использовать для развития сообщества, и сильная община – это такая, где эти способности и ресурсы распознаны и им найдено применение, подчеркивает эксперт.

«Развитие общины – это процесс, благодаря которому местные возможности проявляются и мобилизуются. Дальше нужно объединить информацию об этих ресурсах с теми проблемами, которые у нас есть. И посмотреть, как наши ресурсы могли бы способствовать решению этих проблем. Окажется, что многие из проблем, которые есть в сообществе, мы могли бы решать своими собственными силами, своими собственными ресурсами, которые у нас, оказывается, есть», – говорит эксперт.

Иногда у властей и местного сообщества совпадают интересы, и сегодня такая ситуация потенциально может сложиться в сфере городской безбарьерной среды, говорит Александр Пузанов, генеральный директор Института экономики города. «Это тема, которая объединяет инвалида-колясочника, маму с детской коляской и велосипедиста, молодого хипстера. Это тема для консолидации различных, иногда конфликтующих по каким-то другим вопросам, членов местного сообщества», – говорит Пузанов. Эксперт считает, что сегодня именно в этой сфере власть просто не сможет эффективно работать без привлечения ресурсов местного сообщества.

На Общероссийском гражданском форуме Комитет гражданских инициатив представил проект «Основ законодательства о местном самоуправлении Российской Федерации», призванный устранить недостатки действующего федерального законодательства в муниципальной сфере. Авторы документа, в частности, предлагают прописать гарантии от необоснованного упразднения муниципалитетов, особенно сельских поселений, а также повысить возможности муниципалитетов в решении финансово-экономических вопросов. Проект будет направлен в Комитет Государственной думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Рекомендуем