Ольга Воробьева

На каких условиях можно использовать и распространять информацию, фото- и видеоматериалы на своих сайтах и других ресурсах, какие правила нужно соблюдать, чтобы уберечь себя от штрафов, а информацию — от забвения? На встрече в медиаклубе «АСИ — Благосфера» президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский рассказал представителям НКО, какие возможности предоставляют им открытые лицензии Creative Commons и как использовать их для распространения значимой информации.

Creative Commons (СС) — тип открытых лицензий, с помощью которых авторы могут широко распространять свои произведения и упростить к ним легальный доступ для других людей. Автор сам решает, от каких прав он хотел бы отказаться, а какие — сохранить. Такие лицензии появились благодаря одноименной некоммерческой организации и юристу Лоуренсу Лессигу.

Лицензии Creative Commons — своего рода новое толстовство, считает президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский. Писатель Лев Толстой продвигал просветительство и общественное достояние, хотел, чтобы его произведения узнали как можно больше людей, и никому не нужно было бы просить специального разрешения или платить деньги для их распространения, рассказывает Засурский. Common Creative максимально близок к такому режиму, отмечает эксперт, — произведение, ставшее общественным достоянием, можно использовать любым законным способом.

Иван Засурский
Иван Засурский

Действующая Бернская конвенция, посвященная охране авторского права, предполагает получение соглашения от автора на использование его произведения. «Право в некоторых случаях выглядит как вмененная обязанность, когда ты обязан распорядиться своим правом. Это абсолютно противоречит логике той информационной системы, в которой мы сейчас живем… Люди в основном пишут, чтобы быть услышанными. Толстой писал, чтобы его прочитали. Это очень понятный и простой подход», — считает Иван Засурский.

Система Creative Commons не отрицает Бернскую конвенцию, а уточняет, отмечает президент Ассоциации интернет-издателей. СС руководствуется некоммерческой логикой и создает такую систему управления знаниями, при которой ими могут пользоваться другие люди. «Это не логика людей, которые хотят заработать на том, что они делают, это логика людей, которые хотели бы, чтобы эффект от того, что они делают, был максимальным», — объясняет Засурский.

Используя открытые лицензии, создатель произведения не теряет неотъемлемые права, прежде всего право атрибуции, то есть оставаться автором своего произведения. Но другие права он может не реализовывать — не запрещать распространять произведение или использовать его для создания других произведений.

Медиаклуб Засурский

Система открытых лицензий законно действует в России, подчеркивает Засурский. Благодаря ей работает Википедия — открытая интернет-энциклопедия, в которую каждый может внести данные. СС используют представители социального бизнеса и НКО, эти лицензии являются стандартом научных коммуникаций, когда ученые публикуют свои статьи и исследования в открытом доступе.

Creative Commons называют открытыми и свободными, но не все их формы предполагают свободное использование произведения. Пользователь может настроить подходящий ему тип лицензий и указать, каким образом охраняется его произведение.

Сейчас существует шесть видов лицензий CC. Самая свободная из них — CC Atribution. Она обязывает человека, использующего произведение, указать авторство, в остальном он может использовать его по своему усмотрению.

Лицензия, которая накладывает больше всего ограничений, называется CC Attribution Non-Commercial No Derivatives. Такие произведения нельзя использовать в коммерческих целях и изменять. Узнать больше обо всех видах лицензий можно здесь.

Медиаклуб Засурский

Особенность открытых лицензий в том, что они не передают исключительные права на произведение. При использовании материалов, распространяемых на условиях открытых лицензий, необходимо ссылаться на автора, источник и учитывать вид лицензии, который он установил для своего произведения. Такие фотографии и текстовые материалы можно найти через специальный поиск CC search.

Следует быть осторожным при создании и использовании видеоматериалов, даже если они распространяются под открытой лицензией, советует главный редактор интернет-издания «Частный корреспондент» Наталия Трищенко. В них, например, может попасть музыка, охраняемая более закрытыми видами лицензий СС. Споры по поводу нарушения лицензий Creative Commons решаются так же, как и в других случаях лицензионного договора.

Медиаклуб Засурский

Иван Засурский советует НКО использовать открытые лицензии для всего сайта организации, делая контент доступнее для общества. «Чем больше данных будет существовать в открытом виде, тем с большей вероятностью мы можем увидеть продолжение наших дел. С моей точки зрения, мы перешли в информационное общество, общество знания. Это значит, что управление в нашей стране и во всем мире происходит с помощью информации. На каждом уровне должен существовать максимальный доступ к информации, необходимой для принятия решений. Если вы занимаетесь охраной природы, животных, сделайте так, чтобы ваша история была услышана. Википедия не сможет цитировать вас, если вы не используете СС. НКО — это люди, которые хотят быть услышанными. Если НКО не хотят этого, значит, они занимаются не тем», — считает Засурский.

Если НКО использует на своем сайте открытые лицензии, но боится свободного распространения отдельных видов контента — фото больных детей, детей-сирот, определенных текстов — то под такими фотографиями можно указать ограничение действия лицензии. А по отношению ко всему сайту использовать формулировку «Все материалы сайта распространяются под лицензией CC такого-то типа, если не указано иное». Такое уточнение подразумевает, что Creative Commons будут распространяться на всю информацию сайта, исключая указанные фотографии или тексты.

Медиаклуб Засурский

Мастер-класс Ивана Засурского проходил в медиаклубе «АСИ-Благосфера». Медиаклуб — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Здесь проходят обучающие и просветительские мероприятия в сфере коммуникаций, дискуссии для НКО и обычных горожан с участием профессионалов.

На площадке медиаклуба уже проходили встречи PR-специалистов некоммерческого сектора, мастер-классы об умных коммуникациях Елены Тополевой, о провокациях в интернете Максима Корнева, об участии пользователей социальных сетей в деятельности НКО Светланы Яворскойпаблик-ток профессиональных журналистов и НКО о взаимодействии друг с другом и другие встречи.

Фото: Ольга Воробьева

Рекомендуем

С макроуровня НКО не видно: исследования благотворительности в зеркале СМИ

В медиацентре «АСИ-Благосфера» социологи и эксперты некоммерческого сектора обсуждали результаты исследований: что, как и почему СМИ рассказывают о некоммерческих организациях и благотворительности в целом.