pixabay.com

Исследование провели сотрудники Высшей школы экономики по инициативе Благотворительного фонда «Дорога вместе». По мнению организаторов, исследование поможет предоставить достоверную информацию о судьбе выпускников детских домов в России и сформировать рекомендации для улучшения их профессиональной и социально-психологической адаптации.

Специалисты Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) провели более 50 интервью с экспертами, которые работают с выпускниками детских домов, в шести регионах России — Иркутской, Калининградской, Новосибирской, Тверской областях, Москве и Санкт-Петербурге, анализировали образ детей-сирот в медиасфере, социальных сетях, профессиональных блогах, изучали законодательную базу регионов и мнение сотрудников региональных администраций.

По итогам экспертного опроса показателями успешной адаптации выпускников детского дома эксперты считают получение профессии, образования, стабильную занятость, устойчивые семейные отношения, наличие детей. По словам экспертов, главными проблемами для подопечных социальных учреждений становится неумение рационально планировать расходы, отсутствие опыта выбора и несения ответственности, несамостоятельность и иждивенческая позиция, привычка к гиперопеке.

«Прежде всего у детей есть страх неприятия, мысль, что они не такие, как все. Их волнует отсутствие справедливости, им кажется, что мир не всегда будет к ним справедлив. Они тревожатся за свое будущее, у них часто отсутствует мотивация и в то же время дети занимают потребительскую позицию, придерживаясь мнения, что им все должны», — отметила исполнительный директор Благотворительного фонда «Старшие братья Старшие сестры» Александра Телицына.

Большую роль в адаптации выпускников играют некоммерческие организации, которые предоставляют программы по обучению бытовому самообслуживанию, финансовой грамотности, коммуникативным навыкам. Это могут быть кулинарные мастер-классы, социальная гостиница, индивидуальные консультации.

«Для нас было удивительным, что выпускники детских домов хорошо информированы о своих правах, о том, что они могут получить по выходу из детского дома. Но проблема заключается в том, что информированность нередко не подкреплена соответствующей социализацией по распоряжению этими возможностями. Это часто связано с тем, как решаются на региональном уровне вопросы обеспечения жильем, трудоустройства, что есть некоторые стереотипные представления о дальнейшем образовании и карьере», — рассказал руководитель исследования Роман Абрамов.

По мнению исследователей, в сфере законодательства наименее разработано постинтернатное сопровождение в целях профилактики асоциальности. Дети нуждаются в адаптации и психологической помощи не только в детском доме, но и после выпуска из него, добавил Роман Абрамов. В этом есть риск возникновения социальной пассивности, привычки к контролю, но наставническая помощь необходима для решения жизненных проблем. Например, фонд «Старшие братья Старшие сестры» подбирает детям наставников, которые могут научить их искать работу, обезопасить от недобросовестных работодателей. Такая помощь мотивирует воспитанника детского дома, уточнили представители фонда.

Кроме того, эксперты выразили опасение, что в будущем выпускники детских домов могут столкнуться с геттоизацией, связанной с предоставлением квартир в одном районе и одном доме.

В адаптации выпускников важно учесть роль бизнеса, считают эксперты. Представителям этой сферы следует обратить внимание не только на материальную и волонтерскую корпоративную помощь, но и проводить системную политику вовлечения воспитанников детдомов в профессиональное сообщество и трудоустройство. Особенно важно это для регионов, во многих из которых детские дома расположены в сельской местности с ограниченным рынком труда.

На сегодняшний день немногие компании выходят из «порочного круга» подарков для детей-сирот, отмечает директор Благотворительного фонда «Семья» Михаил Пименов. Он считает, что бизнес должен наладить систему работы с персоналом детских домов. По этому пути уже идут несколько компаний, в том числе «Ям ресторантс Раша», которая проводит образовательные игры по социальной адаптации в 17 регионах.

При исследовании образа выпускника детского дома в региональных медиа была выявлена поляризация — СМИ либо описывают идеализированный образ человека, который полностью интегрирован в общество и социализирован, либо, наоборот, говорят о социальном маргинале, который находится в группе риска.

Исследователи пришли к выводу, что для формирования концепции мониторинга в этой сфере, необходимо объединить усилия специалистов, занимающихся проблемой адаптации воспитанников детских домов. Такая совместная работа помогла бы создать алгоритмы действий, в том числе для представителей бизнеса и органов власти.

Фото: pixabay.com

Рекомендуем