pixabay.com

В Общественной палате РФ прошли общественные слушания проекта федерального закона о государственном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере. Эксперты некоммерческого сектора и органов власти обсудили, какие возможности предоставит закон некоммерческим организациям, какие положения законопроекта необходимо доработать и как он соотносится с существующими законами.

По словам члена Комиссии Общественной палаты РФ (ОП РФ) по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан РФ Елены Тополевой, закон «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» направлен на разгосударствление рынка услуг, привлечение в сферу социальных услуг негосударственных поставщиков, в том числе некоммерческих организаций. Необходимые для этого меры обозначены в дорожной карте по доступу НКО на рынок социальных услуг и в комплексе мер по обеспечению доступа НКО к бюджетным средствам на предоставление соцуслуг.

«Процесс идет медленно и тяжело, возникает много барьеров, связанных с тем, что эта система складывалась десятилетиями и в ней, естественно, существует внутреннее сопротивление. С другой стороны, сами негосударственные поставщики не подготовлены к выходу на этот рынок. Государство признает НКО своими партнерами в социальной сфере как держателей уникального опыта и поэтому предпринимает искусственно стимулирующие меры, чтобы эти организации были способны выйти на этот рынок и конкурировать с государственными поставщиками и бизнесом», — рассказала Елена Тополева.

Закон о государственном социальном заказе предложил внести на рассмотрение председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан РФ Владимир Слепак в ноябре 2015 года. По мнению Слепака, такой закон повысит эффективность реализации социальных программ.

«Для меня очевидно, что НКО могут снять издержки, которые существуют в социальной политике, и конкурировать в открытых конкурсах с другими. Сама суть НКО, связанная с тем, что они не извлекают прибыль, дает существенные преимущества по сравнению с другими участниками рынка… Закон откроет возможность для активного участия НКО, и они займут ту нишу, которая находится между государственными предприятиями и предприятиями малого бизнеса», — отметил Владимир Слепак.

По словам заместителя министра финансов РФ Алексея Лаврова, законопроект критикуют, с одной стороны, за ущемление интересов бюджетных учреждений, а с другой, считают, что он предоставляет мало гарантий для участия НКО.

Вице-президент Национальной ассоциации благотворительных организаций Нодари Хананашвили считает, что сетования муниципальных учреждений на ухудшение ситуации несостоятельны.

«Наша задача — повысить качество услуг для граждан. Если у вас ухудшается ситуация, улучшайте качество работы, повышайте конкурентность. В нашей конституции говорится о недопустимости создания конкурентных преимуществ, значит, мы должны создавать равные условия. Сейчас у бюджетных организаций отсутствуют налоги на прибыль и есть база, чего нет у НКО, поэтому при выполнении социального заказа необходимо обеспечить равные экономические условия», — говорит Хананашвили.

В законе важно учесть проблему несоразмерности заказа и предложения, считает директор Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак. Под социальной услугой в законе подразумевают услугу, включенную в ведомственный перечень государственных услуг, но негосударственный сектор, как правило, специализируется на оказании узких услуг для конкретной целевой группы, которые могут не входить в перечень.

«Мне кажется, очень мало НКО попадают под действие этого закона. Он хорошо ложится на социальный бизнес, поскольку под государственными социальными услугами подразумеваются услуги в рамках полномочий государственных органов власти. В этом случае мы видим конкуренцию государственных и частных больниц, государственных и частных школ. Но это плохо ложится на помогающие НКО, потому что их услуги почти всегда уникальны, специфичны и не дублируют полномочия органов государственной власти», — добавил юрист Центра лечебной педагогики Павел Кантор. В этой ситуации некоторые организации считают себя исключенными из государственного заказа. Например, Фонд помощи хосписам «Вера», оказывающий уникальные услуги в сфере помощи неизлечимо больным людям.

Cфера действия закона пересекается с федеральными законами № 442 и № 44, и эксперты считают необходимым четко разграничить сферы их применения.

По результатам общественных слушаний подготовят резолюцию, учитывающую предложения представителей некоммерческих организаций, власти и бизнеса. Замечания и предложения по законопроекту принимаются до 14 октября по электронной почте e.orlova@oprf.ru.

Фото: pixabay.com

Рекомендуем

Ольга Голодец призвала повысить уровень конкурентоспособности НКО на рынке социальных услуг

Совет по вопросам попечительства в социальной сфере обсудил проблемы, связанные с привлечением некоммерческих организаций к оказанию государственных социальных услуг населению.