flickr.com/ Alexander Svensson

Вопросы внедрения 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» рассмотрели участники онлайн-совещания 3 августа с региональными общественными палатами.

Член Комиссии Общественной палаты РФ (ОП РФ) по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева рассказала о текущих результатах по реализации федерального закона, о проблемах, которые встают перед регионами в ходе работы, и о различных категориях субъектов РФ, включившихся в процесс выполнения данного закона.

«Мы отметили для себя три категории субъектов РФ, которые присоединились и взаимодействуют с нами для реализации 442-ФЗ. Во-первых, это регионы, где есть очевидный прогресс и успехи, это те, кто начал свою работу до утверждения закона. Например, Москва, Санкт-Петербург, ХМАО, Башкортостан, Пермский край, Ленинградская и Новосибирская области. Вторая категория — это территории, где нет таких успехов и достижений, но имеется очевидное желание и движение к разгосударствлению организаций для допуска их на рынок СО НКО. В частности, сюда относятся Вологодская и Саратовская области и др. И последняя часть — регионы, которые не проявляют заинтересованности и не имеют никаких результатов. Я не буду приводить примеры. В ряде субъектов нет желания что-либо менять, поэтому мы предлагаем региональным общественным палатам подключаться к данной работе и активизировать местные органы власти», — говорит Елена Тополева, слова которой приводит сайт Общественной палаты РФ.

Эксперт ОП РФ, доцент кафедры управления информационными процессами ИГСУ РАНХиГСО Оксана Коротеева прокомментировала текущую ситуацию в регионах и рассказала о проблемах и барьерах, которые отмечаются на сегодняшний день.

По ее словам, одним из серьезных барьеров для входа на рынок и включения в реестр поставщиков социальных услуг является размер тарифов на социальные услуги. Сегодня нет четкого понимания и расчета этих показателей. Среди трудностей, возникающих у НКО по данному направлению деятельности, отмечается несоответствие уставных документов СО НКО требованиям законодательства, а также индивидуальные требования, предъявляемые органами исполнительной власти к СО НКО для вхождения в реестр поставщиков, как, например, требование оказывать не менее 10 разных услуг, тогда как НКО исторически специализируются на узких, но конкретных и эффективных услугах.

«Сегодня Минтруд РФ разрабатывает специальный раздел в документе, который должен снять ряд барьеров и способствовать внесению НКО в реестр поставщиков социальных услуг. Мы предлагаем региональным ОП активно подключиться к проведению мониторинга в социальной сфере для утверждения данного раздела», — сказала Оксана Коротеева.

Заместитель начальника отдела развития некоммерческого сектора экономики Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития России Татьяна Евлампиева отметила, что необходимые разъяснения должны быть сделаны и представителям НКО, и представителям региональных министерств соцзащиты.

«У нашего ведомства стоит задача подготовить разъяснения 442-ФЗ по поручению заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец. На сегодняшний день проводится мониторинг проблем НКО в субъектах РФ. Мы взяли барьеры, систематизировали их и разделили на категории и пытаемся показать, что они носят не только частный случай. Нами оказывается помощь в преодолении этих барьеров правильно. В конце этой недели мы планируем финализировать работу над документом и отправить его в Минтруд РФ. В дальнейшем будут возможные корректировки, но работа начнется уже сейчас. Мы просим регионы присылать свои решения для преодоления этих барьеров и возможного дублирования успешных практик», — сказала Татьяна Евлампиева.

Начальник отдела по выработке государственной политики в сфере социальной защиты ветеранов Министерства труда и социальной защиты РФ Лариса Семенова отметила положительные результаты мониторинга ситуации с допуском НКО на рынок соцуслуг.

«Наша цель — обеспечить доступ СО НКО на рынок социальных услуг. Минтрудом ежегодно проводится мониторинг 442-ФЗ „Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации“, итоги работы мы видим уже сегодня. Хочется отметить, что наиболее распространенный механизм привлечения некоммерческого сектора к оказанию соцуслуг — это контрактная система, этот механизм работает недостаточно эффективно», — считает Лариса Семенова.

В Минтруде отмечают, что многие НКО сейчас просто не верят в то, что могут войти в региональный реестр, им кажется, что это невероятно сложно, а на самом деле в ряде регионов процедура довольно простая. В целях привлечения СО НКО к оказанию социальных услуг в субъектах РФ осуществляются мероприятия по информационной и методической поддержке данных организаций.

Председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак представил два вида барьеров, которые встают перед НКО.

«Во-первых, это конкретные случаи и проблемы, о которых говорят наши коллеги в регионах, и второй вариант, когда не выполняются поручения Президента РФ Владимира Путина по 10% организаций в социальной сфере, которые должны быть негосударственными. В данном случае не создаются здоровая конкурентная среда и механизм вхождения на рынок социальных услуг. Многие организации оказывают узкие отраслевые услуги и делают это хорошо, но они не готовы оказывать комплекс услуг для получения стандарта. Это вопрос не законодательный, а технический. Совершенно непонятно, как надо распределить финансовые потоки, когда в рамках одной семьи часть услуг оказывается государственным учреждением, а одна-две — некоммерческими организациями, которые специализируются на специфических услугах», — отметил Александр Спивак.

Фото: flickr.com/Alexander Svensson

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем