Новости
Новости
25.04.2024
24.04.2024
23.04.2024
18+
Новости

Городам нужны новые смыслы, культура и креативные сообщества, считают эксперты

74% населения России (104,5 млн человек) живут в городах, при этом 20% населения — в городах-миллионниках. Как меняются российские города, что с этим делать и как поучаствовать в развитии своего города, урбанисты и эксперты по работе с местными сообществами, дизайнеры и специалисты по брендингу обсудили на дискуссии «Жители планеты город».

Дискуссия «Жители планеты город» стала частью программы Школы фонда В. Потанина для студентов и преподавателей.

В масштабах страны происходит миграция населения с востока на запад и с севера на юг. Население концентрируется в Москве и Санкт-Петербурге, южных городах. Теряет население Дальний восток и Сибирь, северные регионы, рассказали о текущей ситуации эксперты.

Если раньше успешную модель развития города могли обеспечить себе города, связанные с добычей ресурсов, имеющие уникальные производства, города, являющиеся центром большой территории, то в XXI веке основной ресурс развития – это люди, качественный человеческий потенциал, считает сотрудник института «Стрелка», управляющий партнер компании «Новая земля» Иван Курячий.

«Это люди, которые имеют хорошее образование, здоровье, мотивацию, хорошее благосостояние. Россия пока не умеет это использовать», — говорит эксперт.

Иван Курячий проводит аналогию «люди – нефть», т.е. это такой же ресурс, каким нефть была в предыдущее столетие.

По данным исследования, которое приводит урбанист, многие города не готовы к вложениям в человеческий капитал. «У них в стратегии экономического развития значится количество введенных квадратных метров и объем привлеченных инвестиций в производство, но не качество жизни, не уровень образования, не снижение заболеваемости. Города и стратегии их развития не направлены на формирование качества жизни, на улучшение и привлечение человеческого потенциала», — отмечает Иван Курячий.

Иван Курячий (с микрофоном)
Иван Курячий (с микрофоном)

Самое главное это не люди, а смыслы и культура, считает руководитель Центра прикладной урбанистики МВШСЭН, эксперт по работе с местными сообществами Свят Мурунов.

«Наши постсоветские города выглядят как лебедь, рак и щука: есть администрация, есть бизнес, локальные городские активисты, эксперты, зарождается креативный бизнес. Но качественного взаимодействия между ними нет», — считает Свят Мурунов.

Нужно развивать креативную экономику, которая строится на работе с локальной культурой, уверен Мурунов. По его словам, именно городские активисты и креативный класс предъявляют высокие требования к культуре. Свят Мурунов подчеркнул изменившуюся роль общественного пространства: теперь это уже не место, куда приходят отдыхать после тяжелого трудового дня, а среда, где рождаются идеи, собственно место, где делают творческую экономику.

Свят Мурунов
Свят Мурунов

Конкуренция и наличие понятных вызовов, перенимание практики и опыта у соседних городов гораздо больше делают, чем стратегии развития, уверен эксперт в области развития креативных резиденций и общественных городских пространств Михаил Егошин. В качестве примера он привел Лесосибирск и Енисейск, которые находятся в 30 километрах друг от друга. В Лесосибирске уровень преступности в разы выше, чем в Енисейске. В Енисейске городское сообщество связано с креативными предпринимателями, которые придумали музей рубанка и фестиваль ухи. Город с населением 15 тыс. человек в августе принимает 22 тыс. человек.

По мнению участников дискуссии, «точки сборки» городского сообщества и креативной молодежи, большое количество разных интересных событий в городах способны предотвратить отток населения, так как это делает жизнь в городе живой.

Михаил Егошин
Михаил Егошин

Фото предоставлено Благотворительным фондом В. Потанина

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике