Новости
Новости
25.04.2024
24.04.2024
23.04.2024
18+
Новости

Московский урбанистический форум: нужна ли публичность городским сообществам?

В столице открылся Московский урбанистический форум, посвященный развитию городской среды. Участники форума обсудили, как городские сообщества взаимодействуют с городом, как они могут стать заметными, видимыми и нужна ли им эта видимость и общественное внимание.

Видимость является ключевой технологией для развития городских сообществ, считают участники Московского урбанистического форума. Многие из таких сообществ имеют аккаунты в социальных сетях и выстраивают через них свое публичное пространство, говорит профессор университета Генуи Лука Пальмас.

Городские сообщества в разных странах — Франции, Америки, Испании — в условиях активного развития городской инфраструктуры пытаются придать городу другое значение, найти то, что позволит им жить в новом городском пространстве, рассказали эксперты. Они часто выдвигают обвинения в агрессивном использовании этого пространства, протестуют против безответственного потребления и рыночной экономики. Таких сообщества часто выходят со своими требованиями и проектами на улицы.

Сообщество становится видимым обществу и городу, когда результат его деятельности доступен посторонним людям, говорит участник движения «Партизанинг» Дмитрий Заец. При этом сообщение, которое доносит та или иная группа, широкая аудитория должна «считывать» правильно, отмечает Заец.

Одним из способов привлечь внимание общества является эффект коллективного удивления — взлом шаблона, нарушение правил, уверен участник движения «Партизанинг». Именно так работают многие современные художники и движение «Партизанинг». Однако в отличие от художников на Западе, чьи работы часто несут деструктивный посыл, «Партизанинг» дает позитивный импульс.

«Партизанинг» выстрелил, потому что работал в другом полюсе — этакий несанкционированный «улучшайзинг», обустройство города. Как правило, наша работа шла ночью — начиналась с разметок пешеходных линий и заканчивалась остановками общественного транспорта, то есть мы занимались улучшением городской среды. Медиа восприняли это как позитивный импульс, что и помогло, как мне кажется, стать «Партизанингу» известной инициативой», — рассказал Заец.

В то же время в некоторых случаях общественное внимание может быть преградой для развития сообществ и приводить к негативным последствиям. Недавно появившееся в Ярославском районе соседское сообщество построило в заброшенном саду беседку, скамейки, установило клумбы и решило провести в этом месте день соседей. Информация привлекла внимание СМИ, управляющая компания решила подготовить площадку к празднику, убрав те самые скамейки и площадку, созданные жителями, рассказал Дмитрий Заец, координирующий Школу добрососедских отношений.

Но в целом общественное внимание создает солидаризирующий эффект, считает Заец. «Мы осознаем, что являемся частью аудитории, и это нас объединяет, именно поэтому так популярны футбольные чемпионаты, где мы ощущаем себя частью общего», — говорит участник «Партизанинга». Видимость превращает любое взаимодействие в драматургию, любое действие — в перформанс. Общность людей вдруг становится зрителем и сообществом в том числе, говорит активист.

Поэтому сообществам обязательно нужно привлекать общественное внимание, считает Дмитрий Заец: «Без видимости в публичной сфере сообщество существует, но не развивается».

Фото: facebook.com/mosurbanforum

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике