Вадим Кантор

Представители крупных некоммерческих организаций, эксперты в сфере бизнеса на дебатах, организованных Комитетом общественных связей города Москвы, поспорили, какую стратегию управления стоит выбрать при работе в некоммерческом секторе. 

Председатель Комитета общественных связей города Москвы Александра Александрова отметила, что чаще всего руководители некоммерческих организаций придерживаются двух стратегий — одни выдвигают на первый план «жесткий менеджмент», подразумевающий управление НКО как бизнес-структурой, другие — сострадание и желание помогать своим подопечным.

Александра Александрова
Александра Александрова

Участники дискуссии пришли к выводу, что четкого деления на два «лагеря» — жестких менеджеров и милосердных управленцев — в реальности нет. Некоммерческая организация может отталкиваться от сострадания, веры в людей или желания помочь, но при этом осуществлять управление инструментами бизнеса, говорят эксперты. По словам Евгения Горькаева, автора идеи благотворительного фестиваля «Душевный Bazar», слова «жесткий менеджмент» в бизнесе давно не используют, вместо него говорят об эффективном менеджменте.

Роман Склоцкий, Евгений Горькаев
Роман Склоцкий, Евгений Горькаев

«Менеджмент — это все-таки форма, а не содержание. Если мы говорим о том, что инициативная группа образовалась в организацию, вступают в силу законы организационного развития, нравится вам это или нет. Как только вы стали юридическим лицом и начали работать с донорами, журналистами, бизнесом, вы следуете тем же самым законам, которые работают в любой другой организации — будь то сфера некоммерческая, коммерческая или государственная. Если мы хотим, чтобы эта система эффективно работала, она должна эффективно управляться», — говорит Горькаев.

Наталья Каминарская
Наталья Каминарская

«Я против слова «добрые дела» — мы решаем систематические проблемы и нацелены на то, чтобы развивать сектор, находить новые компетенции, людей, задачи, возможности для самореализации. Здесь речь идет о качественном менеджменте. Безусловно, у каждой организации при этом может быть внешний интерфейс, который, естественно, заточен под более человеческие возможности общения и восприятия, но внутри все должно быть отстроено качественно, систематически и профессионально», — считает директор центра «Благосфера» Наталья Каминарская.

Оксана Орачева
Оксана Орачева

Генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина Оксана Орачева также подчеркнула, что эффективный менеджмент приносит НКО максимальные результаты. В некоммерческой организации необходимо установить правила работы, пригласить профессионалов, не забывая о том, что их должна объединять общая система ценностей. «Ценности поменять намного труднее, чем дать человеку новые компетенции», — уверена директор организации «Студио-Диалог» Анна Белокрыльцева.

Анна Белокрыльцева
Анна Белокрыльцева

По мнению генерального директора Благотворительного фонда Геннадия и Елены Тимченко Марии Морозовой, представители НКО не должны забывать при этом, что движущей силой является не только сострадание, но и вера в возможности людей и желания сделать их сильнее.

Мария Морозова
Мария Морозова

Президент фонда «Со-единение» Дмитрий Поликанов назвал это «жестким» состраданием, которое заставляет сотрудников НКО действовать. «Если мы говорим об организациях, которые работают с подопечными, с людьми, которым нужна помощь, то сострадание является одной из главных мотиваций, которая приводит сюда человека. Иногда мы приравниваем сострадание к жалости, но мои коллеги говорят о «жестком», деятельном сострадании. Лить слезы и говорить, что все плохо — такая позиция ни к чему не приведет. Если ты занимаешься делом, у тебя должна быть мощная мотивация, все остальное — дело наживное, которому можно научиться», — считает Поликанов.

Дмитрий Поликанов
Дмитрий Поликанов

«Людьми, работающими в НКО, движет не сострадание, а желание изменить мир к лучшему, — говорит исполнительный директор фонда «Созидание» Елена Захарова. — Иногда люди приходят к мысли о том, что они могут сделать что-то большее, если объединятся». По мнению Захаровой, лидер НКО в первую очередь должен нести идею и мотивировать людей.

Елена Захарова
Елена Захарова

Перед таким лидером в первую очередь будет стоять задача создания команды, подчеркивают эксперты. Яна Поплавская говорит, что искала своего заместителя (по работе в сфере благотворительности) 18 лет — человека, который в то время, когда она сама может отдаться эмоциям и переживаниям, скажет, как решить проблему подопечных фонда и выстроить рабочий процесс.

Яна Поплавская
Яна Поплавская

Лев Амбиндер, руководитель Русфонда — крупнейшей в России фандрайзинговой благотворительной организации, которая собирает деньги на лечение детей, подчеркивает, что принципы управления везде одинаковы. «Экономист Питер Друкер писал: какая разница, чем управлять, принцип организации менеджмента все равно один и тот же. Сострадание не стоит ни копейки, если вы работаете в фандрайзинговом фонде, который собирает деньги на лечение детей. Сейчас мы привлекаем 7,5 млн доноров в год. Есть много людей, которые хотят помогать больным детям, но они ничего не умеют. Нужны менеджеры, которые умеют считать деньги», — считает Амбиндер.

Лев Амбиндер
Лев Амбиндер

Почти 70% зрителей в зале отдали свои голоса за «эффективный менеджемент» — не жесткий, но основанный на ценностях и учитывающий специфику некоммерческой организации.

·

Сейчас Комитет общественных связей города Москвы проводит конкурс «Таланты для добрых дел», по итогам которого отберут специалистов для работы в ресурсных центрах и некоммерческих организациях. На конкурс подано уже 2800 резюме. Комитет намерен не только найти сотрудников для столичных ресурсных центров НКО, но и создать кадровый резерв профессионалов, готовых работать в некоммерческом секторе.

Фото: Вадим Кантор

Рекомендуем

Семинар в рамках программы «НКО Лаб»

Комитет общественных связей горда Москвы продолжает цикл мероприятий в рамках образовательной программы «НКО Лаб». В октябре программа посвящена двум наиболее актуальным темам — трудовым отношениям…