Автор фото — Александр Радевич

В Москве проходит стратегическая конференция «Инфраструктура поддержки СО НКО в регионах: вчера, сегодня, завтра». Эксперты некоммерческого сектора, в частности, обсуждают проблемы, связанные с функционированием ресурсных центров.

Инфраструктурные образования, ресурсные центры сегодня по умолчанию являются одним из инструментов реализации государственной политики по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций и «разгосударствления» социальной сферы, говорит директор Центра ГРАНИ Светлана Маковецкая. Они стимулируют, по сути, инновационный процесс, считает она, и являются катализатором привлечения частных инвестиций и любой  деятельности pro bono в этом процессе.

Ресурсные центры – это фактически институты развития для преобразования социальной сферы в регионах, аналогичные институтам развития малого и среднего бизнеса, но деятельность «ресурсников» никогда не рассматривается таким образом, подчеркивает Маковецкая. «У нас возник серьезный дисбаланс: деятельность такая ведется, с какими-то результатами, с переменных успехом, (при этом) статуса у этой деятельности нет, государственной политики в отношении этой деятельности нет, ресурсного обеспечения этой деятельности, в общем, тоже нет. И достаточного горизонта планирования тоже, получается, нет», – говорит она.

С точки зрения Маковецкой, это связано с тем, что инфраструктура НКО формировалась совершенно иначе, чем инфраструктура для предпринимателей, которая сразу создавалась в рамках государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса. Инфраструктура НКО формировалась тогда, когда вообще не было никакой государственной политики по поводу гражданских институтов, подчеркивает эксперт.

«Сейчас органы власти, благотворительные фонды используют сложившиеся центры компетенций, используют результаты ранее произведенных инвестиций, при этом не гарантируют или не могут предложить длинные инвестиции для будущего этой инфраструктуры», – резюмирует Маковецкая. Кроме того, уполномоченным органам сегодня не хватает аппаратного веса для защиты ресурсных центров от давления надзорных органов. «То, что в отношении инфраструктуры малого и среднего бизнеса является само собой разумеющимся и является инструментом обязательного содействия реализации политики в отношении малого и среднего бизнеса, в отношении СО НКО является «политической деятельностью» с соответствующими рисками», – поясняет Маковецкая.

Сегодня очень важно формировать информационное поле, формировать понимание того, что такое ресурсные центры и почему эта инфраструктура необходима, говорит Марина Михайлова, директор Архангельского центра социальных технологий «Гарант». Четкое понимание, зачем нужны эти организации, в общественном пространстве пока не сформировано, подчеркивает она.

«В благотворительности мы уже стали объяснять, почему надо давать деньги благотворительным фондам. Потому что они выполняют определенного рода услуги. Таким же образом нужно настроить информационное поле про ресурсные центры, про инфраструктурные организации. Что это не просто «поедатели денег» или те, кто благодаря своему опыту вылез наверх и поэтому имеет больше доступа к ресурсам, или что это конкурент некоммерческим организациям», – поясняет Михайлова.

Перед инфраструктурными центрами, ресурсными центрами, центрами инноваций в социальной сфере сегодня стоит задача оказать помощь в реализации поручения президента, касающегося обеспечения поэтапного доступа СО НКО, работающих в социальной сфере, к бюджетным средствам, говорит директор Департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Артем Шадрин. В ближайшие год-два необходимо максимально помочь НКО достигнуть необходимого уровня квалификации и качества системной работы, подчеркивает он.

Ранее был разработан проект программы по содействию доступа НКО к бюджетным средствам, следующим шагом станет создание формализованного списка услуг, которые эффективно оказывают НКО, говорит Шадрин. Эти услуги можно будет рекомендовать регионам, для того, чтобы они их финансировали.

Регионы смогут выполнить норматив по передаче НКО 10% бюджетных средств, предусмотренный поручением президента, за счет тех услуг, которые востребованы в конкретном субъекте РФ. Здесь потребуется помощь ресурсных центров, которые в курсе, какие услуги успешно оказываются в регионе, а с какими услугами есть проблемы, говорит Шадрин. Кроме того, он подчеркнул, что для увеличения количества организаций, работающих в социальной сфере, НКО понадобятся юридические консультации от ресурсных центров, помощь в регистрации, в работе с бюджетами и волонтерами.

В Государственную Думу РФ вскоре будет внесен законопроект о НКО – «исполнителях общественно полезных услуг». Документ готовят депутаты при поддержке членов рабочей группы по НКО при администрации президента. Минимальный перечень «общественно полезных услуг» будет утвержден постановлением правительства.

Фото: Александр Радевич

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Минэкономразвития представило ежегодный доклад о деятельности и развитии СО НКО

В докладе говорится о государственной поддержке СО НКО, принятых нормативных актах, направленных на поддержку их деятельности, а также представлены основные результаты развития третьего сектора в…

Минэкономразвития внесло в правительство проект программы доступа СО НКО к бюджетным средствам

Программу планируется апробировать в пилотных регионах, что позволит отработать технологии передачи некоммерческим организациям отдельных видов социальных услуг и обеспечения доступа третьего сектора к бюджетным средствам.

Конкуренция и СО НКО: место третьего сектора в госполитике по развитию конкурентной среды

Вопросы, связанные с темой доступа некоммерческих организаций к рынку социальных услуг, стали одной из тем, которые обсуждались на заседании Госсовета, посвященном развитию конкуренции.