Фото: flickr.com / Rafale Tovar

Холдинг заявил, что директор фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина была приглашена в эфир в качестве эксперта, а не представителя некоммерческой организации, не ответив на вопрос о политике ВГТРК в отношении упоминания названий организаций в целом. В некоммерческом секторе разочарованы ответом холдинга и намерены продолжить диалог по проблеме.

Директор фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина была приглашена в программу «Правила жизни» не в качестве представителя фонда, а в качестве «эксперта, обладающего высоким уровнем знаний по теме программы», говорится в ответе холдинга ВГТРК на запрос Общественной палаты РФ (ОП РФ).

Ранее член ОП РФ, директор Агентства социальной информации Елена Тополева обратилась с письмом к руководителю ВГТРК с просьбой объяснить политику холдинга в отношении неупоминания названий организаций в телеэфире. Поводом для обращения стал выпуск программы «Правила жизни», в которой выступала Олескина. В титрах программы Олескина была указана как «директор благотворительного фонда», а в описании передачи на сайте телеканала – как «социальный работник». Позже сотрудники передачи, еще раз пригласив Олескину в эфир, извинились перед ней за некорректное указание ее должности без упоминания фонда.

Некоммерческие и коммерческие организации заявляют, что случай с фондом «Старость в радость» нельзя считать единичным эпизодом – это постоянная практика телеканалов, которые не указывают названий организаций в сюжете об их благотворительных акциях, волонтерах, подопечных, ссылаясь на свою редакционную политику.

«Конечно, я разочарована таким ответом, – говорит Тополева. – Ведь история с неупоминанием в рамках конкретно вот этой программы названия НКО – далеко не случайная. Буквально на днях наши коллеги по сектору обсуждали схожую ситуацию с сюжетом на телеканале «Москва 24». И потому гораздо важнее было услышать ответ ВГТРК по поводу политики холдинга в отношении упоминания НКО в целом. А на эту часть моего запроса в официальном письме нет никакого ответа. Видимо, придется выяснять это уже при личной встрече с представителями телеканала. Мы планируем вместе с рабочей группой по взаимодействию НКО и СМИ, деятельность которой координирует Агентство социальной информации при поддержке Министерства экономического развития РФ и Общественной палаты РФ, провести такую встречу с главными редакторами и управляющими телеканалов по этому вопросу».

Ранее телеканал «Москва 24» в программе «Жизнь в большом городе» показал сюжет о социальном бизнесе, не указав названия организаций, фигурировавших в репортаже. В сюжете шла речь о благотворительном магазине Charity Shop, сервисе такси для людей с инвалидностью «Инватакси», швейной мастерской «Мама работает» и типографии Ideaprint, специализация которой – печать на бумаге, прошедшей вторичную обработку.

Отвечая на запрос ОП РФ, ВГТРК ссылается за закон о СМИ, согласно которому журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию. Олескина была приглашена в программу «в целях получения и распространения объективной информации о проблеме ухода за пожилыми родственниками в России», говорится в письме холдинга.

В ВГТРК нашли грамотную форму ухода от ответа, считает Борис Тимошенко, руководитель службы информации Фонда защиты гласности. «Они же могут приглашать (гостя) не обязательно как представителя такой-то организации, а просто как эксперта», – говорит он.

Тимошенко подчеркивает, что различные структуры «собаку съели» на подобных отписках, единственная разница в том, что теперь, очевидно, подобное практикуют и структуры, связанные со СМИ. Что касается ссылки на законодательство – то это такой «козырной туз», считает он, демонстрация того, что даже закон о СМИ позволяет ВГТРК действовать подобным образом. «Но тут идет смешение понятий. У них тоже запрашивают информацию, а они отвечают отпиской. Здесь есть что-то от лукавого», – говорит Тимошенко.

Трудно отделить «Олескину-эксперта» от «Олескиной-руководителя благотворительного фонда», говорит директор фонда «Старость в радость». Олескина подчеркивает, что выступала как эксперт от фонда «Старость в радость», потому что именно фонд дает ей право иметь экспертное мнение. «Я руковожу фондом, который вырос из небольшого волонтерского движения, и стала хотя бы в какой-то степени экспертом по своей теме именно благодаря волонтерской работе, благодаря постоянной деятельности по работе с пожилыми людьми в рамках этого фонда, директором которого я являюсь», – говорит она.

Неупоминание названий НКО в эфире телеканалов является порочной практикой, считает Олескина: организации лишаются возможности приобретать новых сторонников, а обсуждаемые темы, в итоге, не привязаны к реальной практике людей, которые, чаще всего, «выросли снизу» и нуждаются в помощи, поддержке и освещении своей деятельности. При этом она уверена, что НКО все равно продолжат ходить на съемки программ, поскольку рады любой возможности рассказать о своей работе.

Фото: flickr.com/Rafale Tovar

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Общественная палата РФ просит разъяснить политику холдинга ВГТРК в отношении неупоминания названий НКО в телеэфире

Член Общественной палаты РФ, директор Агентства социальной информации Елена Тополева направила генеральному директору Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании Олегу Добродееву письмо с просьбой разъяснить…

В России начал вещание первый детский телеканал с переводом на жестовый язык

«Триколор ТВ» начал вещание нового телеканала «Рыжий», отличительная особенность которого – перевод на жестовый язык. Теперь дети с нарушением слуха получают возможность смотреть адаптированные программы,…