На факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова руководители некоммерческих сетевых проектов, представители СМИ и преподаватели факультетов журналистики российских вузов обсудили, почему сегодня некоммерческие организации развивают собственные медийные проекты и как у них получается взаимодействовать с традиционными СМИ.

Совместный круглый стол Агентства социальной информации и кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова ежегодно проходит в рамках международной конференции по журналистике. На конференции по итогам 2015 года на круглом столе «Некоммерческие проекты в сетевом пространстве» эксперты рассмотрели современные информационные стратегии НКО в интернете и в целом в медиасреде.

По мнению руководителя проекта «Нужна помощь» Мити Алешковского, некоммерческие организации все еще ничтожно мало присутствуют в информационной повестке дня. НКО не воспринимаются обществом, журналистами и экспертами как структуры, которые могут на что-то влиять, многие люди знают их только как «иностранных агентов» и «нежелательные организации», говорит Алешковский.

«Новости НКО не интересуют общество, которое не воспринимает, например, благотворительность как норму. Люди до сих пор считают, что благотворительность — это что-то экстраординарное, когда ты берешь последние 500 рублей и отдаешь их в фонд. Да и сами НКО боятся информационного освещения, не понимая, что им это выгодно», — отмечает Алешковский.

Руководитель проекта "Нужна помощь" Митя Алешковский
Руководитель проекта «Нужна помощь» Митя Алешковский

В то же время некоторые некоммерческие организации сами начинают выполнять роль СМИ и активно используют сетевые ресурсы, говорит главный редактор Агентства социальной информации Елена Темичева. Среди них — проект «Теплица социальных технологий». «Теплица» объединяет гражданских активистов и IT-специалистов и помогает решить общественные проблемы с помощью IT-технологий. В рамках проекта проходят обучающие вебинары, митапы, хакатоны (мастерские с участием НКО и программистов), «Теплица» предоставляет IT-специалистам возможности для волонтерства.

«НКО должна действовать как СМИ, представляя своих сторонников как аудиторию. «НКО как СМИ» — одна из постоянных магистральных тем наших материалов и мероприятий. На своем сайте мы не только рассказываем, но и обучаем, как применять цифровые инструменты, чтобы работать увереннее, эффективнее рассказывать о себе», — объясняет event-менеджер проекта «Теплица социальных технологий» Влад Лавриченко.

Историко-просветительский проект «Топография террора», созданный Международным благотворительным обществом «Мемориал», работает как сетевой тематический альманах и гражданское приложение. Сайт представляет собой адресную книгу и базу данных советского террора в Москве. Каждый месяц на сайте выходят тематические выпуски — еще один «слой карты» (например, «Шаламовская Москва»), позволяющие привлечь аудиторию к теме отношения человека и советского государства. Организаторы проекта планируют создать краудсорсинговый функционал, позволяющий пользователям самим наносить на карту адреса и имена расстрелянных, дополнять информацию, загружать документы и письма пострадавших от террора.

Снимок экрана (54)

НКО могут привлечь внимание аудитории только в том случае, если будут говорить о конкретных проблемах и людях, уверены эксперты. «НКО находятся в медийном загончике. Здесь есть несколько профессиональных СМИ, которые говорят о НКО не как о людях, а как об индустрии — какие есть законы, тренды, организации, чем они занимаются. Мне кажется, сейчас наступает момент, когда нужно выходить из этого загончика в большое информационное поле», — считает сооснователь социального медиапроекта «Платформа» и режиссер документальных фильмов Никита Тихонов-Рау.

Один из проектов режиссера «Дело жизни» рассказывает о социальных предпринимателях — людях, которые решают какую-либо социальную проблему с помощью своего бизнеса. В рамках проекта выйдет 11 получасовых фильмов о 50 социальных предпринимателях по всей России. Этот проект является кросс-медийным — он использует разные виды информационных продуктов и каналов распространения информации: кино, сайт, книги и др.

Режиссер-документалист Никита Тихонов-Рау
Режиссер-документалист Никита Тихонов-Рау

Повестка дня СМИ, несмотря на минимальное пока присутствие в ней некоммерческого сектора, тем не менее трансформируется в сторону более социально ориентированной, подчеркивает руководитель учебного модуля «Социальная журналистика», заместитель заведующего кафедры периодической печати, д.ф.н. Татьяна Фролова. Во многом это происходит под влиянием информационной деятельности некоммерческих организаций и их медийных ресурсов, уверена эксперт. Интерес аудитории и развитие социальной журналистики зависят сегодня именно от того, насколько в журналистской практике утвердится интерес к конкретному человеку как главному герою и ньюсмейкеру. И некоммерческим организациям нужно именно так продвигаться в информационном пространстве, уверены участники круглого стола.

Фото: Ольга Воробьева

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Как НКО создать спецпроект со СМИ

На факультете журналистики МГУ прошел круглый стол «Социальные проекты СМИ». Журналисты и представители НКО рассказали, почему для медиа важно создавать собственный социальный проект вместе с…

Как попасть в «Мел»: советы для НКО

«Мел» — это онлайн-издание об образовании, совокупная аудитория которого — больше 3 млн читателей ежемесячно. В центре «Благосфера» главред «Мела» Надежда Папудогло и бренд-менеджер Анна…