Ольга Воробьева

За пять лет «Душевный Bazar» стал самой большой новогодней благотворительной ярмаркой России и атрибутом новогодних праздников наряду с мандаринами и салатом «Оливье». Ежегодно некоммерческие организации привозят на эту ярмарку лучшие подарки ручной работы, проводят мастер-классы, участвуют в ток-шоу. В 2015 году шестой «Душевный Bazar» собрал 74 благотворительных фонда, более 400 волонтеров и 10 тыс. посетителей. Общий фонд пожертвований составил более 7,5 млн рублей.

В шестом «Душевном Bazarе» организаторы решили воплотить концепцию «Путешествие вокруг света». Просторный павильон «Экспоцентра» на Красной Пресне разделился на географические зоны — Антарктида, Австралия, Африка, Евразия, Северная и Южная Америка. В каждой из этих частей расположились благотворительные фонды, предлагающие приобрести за пожертвование новогодние сувениры, выпечку, книги, одежду.

Душевный базар 2015

По странам и континентам

В российской зоне базара открылась кузница благотворительного фонда «Настенька», центр социальной адаптации и профессиональной подготовки «Особые мастерские», где обучаются молодые люди с нарушениями развития, благотворительные фонды «Жизнь как чудо», помогающий детям с тяжелыми заболеваниями печени, «Здесь и сейчас», поддерживающий детей-сирот, «Седьмой лепесток», помогающий онкобольным, а также «Старость в радость», поддерживающий одиноких пожилых людей.

«В этом году посетителей гораздо больше, чем в прошлом. Люди активно отзываются на призыв что-то приобрести или подписать открытки для бабушек и дедушек из домов престарелых. Желают им обычно здоровья и хорошего настроения. Все подходят с улыбками, с оптимизмом!», – поделилась впечатлениями волонтер фонда «Старость в радость» Нина Додина.

Душевный базар 2015

На территории фестивальной Англии – красные телефонные будки и «Алиса в стране чудес». Красная и белая королевы у стенда благотворительного фонда «Счастливый мир» предлагали приобрести имбирные пряники, украшения, посуду в пользу детей с онкологическими, иммунологическими и гематологическими заболеваниями. Посетители участвовали в мастер-классах по созданию текстильной брошки, лепки из мастики и твистингу (создание фигур из шариков).

Душевный базар 2015

«В «Сокольниках» ярмарка была более кулуарной и сжатой. В этом году площадь гораздо больше. Люди приходят сюда не только купить подарки на Новый год, но и помочь фондам. Некоторые целенаправленно приходят к нашему стенду, появилось сообщество, которое готово помогать», — считает волонтер фонда «Гольфстрим» Галина Степанова. Фонду удалось собрать 80 600 рублей на финансирование работы выездного реабилитационного центра.

Стенд благотворительного фонда "Гольфстрим"
Стенд благотворительного фонда «Гольфстрим»

«Аэродромом» стала центральная площадка «Экспоцентра», где выступили музыкальные исполнители, а также прошли танцевальные мастер-классы.

Душевный базар 2015

Ёлка и другие традиции

Несмотря на смену места и идеи, фестиваль не отказался от традиционных участников – на входе гости, как и в предыдущие годы, могли увидеть благотворительную елку компании «Северсталь». Под елку можно было положить подарок для одной из некоммерческих организаций, участвующих в «Душевном Bazarе». Список подарков был опубликован на сайте ярмарки. Организации просили для своих подопечных творческие наборы, средства гигиены, продукты, игрушки, книги, одежду, лекарства, технику.

Душевный базар 2015

Помимо «Северстали» благотворительную ярмарку поддержали и другие компании. Объединенная металлургическая компания (ОМК) в течение дня провела более 200 творческих мастер-классов. Дети помогли оформить банковские карты Металлинвестбанка своими рисунками. С каждой транзакции, выполненной с карты, в благотворительный фонд «ОМК-Участие» будет переводиться 5 рублей.

Сеть клиник «Медси» открыли зону здоровья — в импровизированной больнице можно было пройти экспресс-диагностику и получить консультацию врачей. За день врачи дали более 260 консультаций.

Старожил новогоднего базара, благотворительный фонд «Созидание» начал собирать пожертвования заранее – в октябре на странице фонда открылся благотворительный аукцион. Он помог собрать организации более 1 млн рублей, которые были направлены на адресную помощь малообеспеченным семьям и стипендиальную программу поддержки одаренных детей из таких семей «Пять с плюсом».

Душевный базар 2015

На «Душевном Bazarе» можно было получить поздравление от Деда Мороза из Великого Устюга и отправить ему письмо с новогодним пожеланием.

Душевный базар 2015

AK4_7332

Учиться, развлекаясь

«Душевный Bazar» проходил в формате «полезного развлечения» — edutainment (от слов education (образование) и entertainment (развлечение). В коммуникативном пространстве Bayer в течение всего дня шли ток-шоу о здоровье — эмоциональном и физическом, и, конечно же, о благотворительности.

В рамках своего ток-шоу «Не вопрос» Агентство социальной информации пригласило экспертов третьего сектора и предложило ответить на неудобные вопросы о благотворительности. Как отличить настоящих благотворителей от жуликов? Помогать ли попрошайкам на улице? Правильно ли тратить пожертвования на зарплаты сотрудников фонда?

DSC_5045

 

Одним из главных критериев, помогающим отличить настоящих благотворителей от ненастоящих, президент Благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин назвал открытость. «Чем меньше ясности и больше двусмысленности, чем меньше репутация, тем больше шансов, что здесь есть что-то нечестное. Настоящая благотворительность открытая. Она должна строиться так, чтобы ее было хорошо видно», — считает Берхин. Директор фонда «Детские сердца» Катя Бермант добавила, что часто за скрытностью организации стоит не мошенничество, а непрофессионализм.

Владимир Берхин, президент фонда "Предание"
Владимир Берхин, президент фонда «Предание»

В то же время эксперты призывают быть осторожными и не давать пожертвования волонтерам на улице. Как правило, профессиональные благотворительные организации не собирают на улицах. И даже если они собирают на площадках торговых центров с запечатанными по правилам ящиками для сбора пожертвований, у них должна быть подтверждающая документация: копии документов фонда, договора с площадкой о размещении ящика, которые нужно не стесняться спрашивать. «Быть осторожным не плохо. Обидно, когда тебя обманывают в лучших чувствах», — подчеркивает Бермант.

В том, чтобы тратить пожертвования, поступающие в фонд, на зарплаты сотрудникам, эксперты не видят ничего плохого. Более того, такие действия поддержаны законом, который позволяет благотворительным фондом тратить до 20% собранных средств на расходы, связанные с обеспечением работы организации (аренда, связь, зарплата, канцелярские принадлежности и т.п.).

ГАзарян_Душевный базар

Алексей Газарян

Спор о более и менее полезных направлениях благотворительности эксперты считают несостоятельным. «Спасаем ли мы леса, детей, музеи, мы говорим одну простую вещь — «человек, будь человечнее». А путь к этому всегда разный», — подчеркивает социальный психолог, основатель проекта «Квартал Луи» Алексей Газарян.

Частные благотворительные фонды всегда подчинены изначальному интересу своего основателя, рассказывает Юлия Грозовская, руководитель службы по связям с общественностью Благотворительного фонда Владимира Потанина. Если основатель решил поддерживать образование и музеи, значит, фонд будет работать в этом направлении. Но любое направление деятельности, в котором действуют благотворители, — это то направление, в котором государство по разным причинам не можем справиться с имеющимися проблемами. «Сколько у нас проблем, столько и направлений поддержки, разнообразие тематических приоритетов фондов соответствует разнообразию сфер, где поддержка благотворителей необходима», — говорит Грозовская.

Грозовская_Душевный базар

Юлия Грозовская

«Выбирать нужно то, что тебе приятно. Невозможно заставить себя любить Байкал, если он тебя не трогает. А задача фондов — предоставить максимально большое количество возможностей. У каждого есть звенящая струна, и нужно следовать зову сердца», — уверяет Катя Бермант.

Катя Бермант, директор фонда "Детские сердца"
Катя Бермант, директор фонда «Детские сердца»

Итоги шестого

Благотворительную ярмарку организовала команда волонтеров на благотворительные пожертвования, собранные через краудфандинговую платформу Planeta.Ru — 500 тыс. рублей.

«Душевный Bazar» помог благотворительным организациям собрать 7 млн 567 тыс. 699 рублей. Собранные средства пойдут на программы фондов-участников: помощь больным детям и взрослым, бездомным собакам, окружающей среде, социальную адаптацию воспитанников детских домов, обучение собак-поводырей и др. В 2014 году сумма пожертвований составила более 6 млн рублей. За все время существования ярмарки некоммерческие организации собрали более 16 млн рублей.

По словам организаторов, «Душевный Bazar» показал, что россияне готовы помогать пожертвованиями даже в условиях сложной экономической ситуации.

«Многие посетители ярмарки интересуются фондом, не берут сдачу, оставляют контакты, другие пришли исключительно ради подарков, и мы рады обеим категориям посетителей. Каждый год в январе мы падаем с ног от усталости и зарекаемся больше никогда не участвовать в новогодних ярмарках. Но весной это проходит. «Душевный Bazar» не только поддерживает благотворительность, но и дает невероятное ощущение праздника. Пусть нас не радует погода и курс доллара, но в нашей жизни все равно есть что-то хорошее, стабильное и доброе», — говорит директор фонда «Живой» Виктория Агаджанова.

Фото: Ольга Воробьева, фонд «Счастливый мир», «Душевный Bazar»

Рекомендуем

Душевный Bazar 2014

14 декабря в столице в пятый раз прошел благотворительный фестиваль «Душевный Bazar». Его участниками в этом году стали более 60 некоммерческих организаций. На площадке фестиваля…