В рамках Общероссийского гражданского форума Агентство социальной информации организовало дискуссию о прозрачности некоммерческих организаций в условиях недоверия к ним. Эксперты обсудили, кому нужна открытость НКО и для чего, как рассказывать о своей организации и есть ли риск навредить себе, стремясь быть открытыми.

Открытость – необходимое свойство некоммерческой организации, считают эксперты. Открытая НКО сообщает в ясной форме, чем она занимается, кто принимает решения и документально подтверждает свои слова, говорит директор фонда «Предание» Владимир Берхин. Эти сведения должны быть доступны аудитории.

Директор фонда "Предание" Владимир Берхин
Директор фонда «Предание» Владимир Берхин (в центре)

Однако некоторые эксперты видят в такой открытости риск, в результате которого доступные данные могут навредить самой организации. В условиях правоприменения закона «об иностранных агентах», особенно свободной трактовки понятия «политическая деятельность», НКО приходится думать, не сыграют ли излишне подробные сведения, выложенные в открытый доступ, против нее, дав лишние аргументы прокуратуре.

«Нас внесли в реестр «иностранных агентов». Мы постарались отнестись к этому как исследователи, чтобы понять, выполняя все требования закона, как это происходит изнутри, и передать другим свой опыт. И самое большое открытие, которое я для себя сделала — «они» смотрят на нас другими глазами, через «другую оптику». Я совершенно не приемлю такую точку зрения, но с ней приходится считаться. Прокуроры, в частности, воспользовались информацией нашего сайта, описывая наши мероприятия. Но я не думаю в то же время, что если бы мы давали о себе меньше информации, это смогло бы нас защитить», — поделилась опытом Анна Скворцова, исполнительный директор Центра развития некоммерческих организаций (ЦРНО). В июне 2015 года ЦРНО включили в реестр «иностранных агентов». На сегодняшний день в реестре находятся 87 некоммерческих организаций.

Кому же нужна прозрачность организации? По словам экспертов, в обществе нет запроса на открытость НКО. «Большинство людей не хотят знать, чем мы занимаемся. И про многие организации никто ничего не знает, это нормально», — считает консультант Фонда Ч.С. Мотта Вячеслав Бахмин.

Консультант Фонда Ч.С. Мотта Вячеслав Бахмин
Консультант Фонда Ч.С. Мотта Вячеслав Бахмин

«Главным адресатом открытости является не широкая публика, а коллеги, эксперты. Сейчас публика постепенно осознает, что у организации должна быть отчетность. Но такая работа только начинается. До реального запроса на открытость очень далеко. В благотворительном мире до сих пор жертвуют не тому, кто самый понятный, а тому, кто самый жалостливый», — говорит Владимир Берхин.

Прозрачность организации повышает к ней доверие доноров, помогает получить финансирование. «Мы сейчас ударились в открытость перед гражданами как наиболее важной целевой аудиторией, забывая о донорах, с которыми мы перестали работать. Надо и эту целевую аудиторию держать в голове. У нас есть задача выступить образовательным ресурсом для этих доноров», — считает исполнительный секретарь Форума Доноров Наталья Каминарская.

В этом смысле НКО следует предоставлять информацию в том числе и о своих ошибках, добавляют эксперты. Однако не все готовы делиться собственными провалами. «Большинство организаций не хотят публично рассказывать о своих ошибках. Есть определенный уровень развития организации, когда она готова говорить о неудачах и провалах. Разумные доноры ценят эту откровенность», — уверен Вячеслав Бахмин.

Руководитель социальных проектов и программ Агентства социальной информации Ольга Дроздова отметила, что НКО так или иначе неуклонно движутся в сторону открытости, в том числе открытых коммуникаций внутри сектора. Важным шагом к этому становится создание таких площадок, как новый проект «БлагоСфера». Наталья Каминарская, руководитель проекта, уверена, что площадка сможет предоставить НКО новые возможности для самореализации и откроет новые пути для вовлечения граждан в деятельность некоммерческого сектора.

Фото: Ольга Воробьева

Рекомендуем

В Набережных Челнах проходит конкурс на лучшее освещение деятельности НКО

Цель конкурса — обеспечение открытости, прозрачности и популяризации деятельности челнинских социально ориентированных некоммерческих организаций. К участию приглашаются журналисты с уже опубликованными материалами. Итоги будут подведены…

Центр «Трансперенси Интернешнл – Р» опробовал новую методику исследования прозрачности российских НКО

Новая методика оценки прозрачности НКО, получающих поддержку из государственного бюджета, учитывает больше нюансов и вводит дополнительные критерии соответствия некоммерческих организаций стандартам прозрачности. Методология заключается в…