flickr.com/ Elizabeth Albert

Общественная палата РФ в рамках исполнения поручений президента проводит мониторинг российских школ на наличие доступной среды и условий в них для инклюзивного образования. Мониторинг в Вологодской области, которая стала пилотным регионом, показал, что из восьми школ Вологды доступная среда частично есть пока только в трех.

По данным Пенсионного фонда России по состоянию на 1 января 2015 года, в России 604 тыс. 850 детей до 18-ти лет, имеющих ограничения по здоровью, из них детей-инвалидов в возрасте от восьми до 17 лет, то есть школьного возраста, около 378 тыс. человек.

По итогам пленарного заседания Общественной палаты РФ, состоявшегося 23 июня, президент поручил провести мониторинг реализации государственной политики в области обеспечения доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному образованию, обратив внимание на наличие условий для инклюзивного образования. Мониторинг должен проводиться при участии общественных палат субъектов Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Проверка должна показать, обладают ли учебные заведения безбарьерной средой не только для школьников-колясочников, но и школьников с ограничениями здоровья по зрению, слуху и т. д., а именно: есть ли пандусы, снижены ли пороги, расширены ли дверные проемы, оборудован ли санузел, доступны ли все этажи школы, также проверяется наличие направляющих, тактильной плитки и другое. В ходе мониторинга эксперты также смотрят на наличие специального учебного оборудования, методических пособий, учебников со шрифтом Брайля. Кроме этого они проверяют, есть ли в школе педагоги, умеющие пользоваться оборудованием в учебном процессе, тьюторы – индивидуальные помощники школьников с ограниченными возможностями здоровья, сообщают в Общественной палате РФ.

Мониторинг в Вологодской области, которая стала пилотным регионом, показал, что из восьми школ Вологды доступная среда частично есть пока только в трех. В Вологодской области универсальная безбарьерная среда должна быть создана в 84 школах.

«Ни в одной школе условия для инклюзивного образования не созданы полностью. Есть лишь частично, а значит, есть над чем работать. Мы уже опробовали практику такого мониторинга на Вологде в качестве пилотного проекта. Важно, что кроме условий инклюзивного образования мониторинг направлен и на создание дружелюбной среды среди школьников с ограничениями по здоровью и без. Опыт будет продолжен. Дальше мы будем распространять практику также и на другие регионы», — говорит участница проекта Общественной палаты РФ «Перспектива» Анна Хрястунова.

Совместно с Общественной палатой РФ эксперты разрабатывают рекомендации для профильных министерств и ведомств. Школы, которые обучают детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в дополнительных преференциях и законодательных инициативах, направленных на улучшение условий инклюзивной образовательной среды, считают участники мониторинга.

Фото: flickr.com/ Elizabeth Albert

Рекомендуем

В Мурманской области проверяют доступность школ для людей с инвалидностью

Объектом мониторинга стала средняя общеобразовательная школа № 33, которая первой в регионе приняла участие в реализации государственной программы «Доступная среда». Комиссия, в состав которой вошли…

Школьники Архангельска присоединятся к мониторингу «Доступная среда»

Средняя общеобразовательная школа № 23 принимала 17 марта гостей из Региональной общественной организации родителей детей с инвалидностью «Благодея». Встреча прошла в рамках Недели инклюзивного образования…

В Татарстане изучают готовность общества к инклюзивному образованию

Масштабное исследование будет проведено в 15 ключевых образовательных учреждениях Республики Татарстан, а также в городских и сельских. В соответствии с полученными результатами будут выработаны рекомендации…

Губернатор Пензенской области поддержал создание инклюзивного класса для детей с аутизмом

Иван Белозерцев поддержал инициативу общественной организации «Сила настоящего», предложившей в качестве пилотного проекта создать ресурсный инклюзивный класс на базе одной из школ Пензы.