oprf.ru

В Общественной палате РФ 24 августа состоялись «нулевые» чтения двух законопроектов, вносящих изменения в Налоговый кодекс РФ и призванные совершенствовать нормативную базу некоммерческого сектора. Как считают участники слушаний, целесообразно объединить два законопроекта, поскольку они «бьют по одной цели».

Участники «нулевых» чтений рассмотрели проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», разработанный парламентариями, и проект Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием механизмов формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», разработанный экспертами Министерства экономического развития РФ.

Оба законопроекта напрямую связаны с поручением Президента РФ Общественной палате РФ, администрации Президента РФ и Министерству юстиции РФ по принятию дополнительных мер стимулирования СО НКО в различных сферах деятельности. Речь идет в том числе о предоставлении организациям налоговых льгот.

Целью законопроекта «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» является стимулирование привлечения благотворительных средств для финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры. Он разработан группой депутатов и сенаторов и предлагает предоставить физическому лицу право на социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в размере суммы пожертвования, не более 30% суммы дохода, если получателем является государственная или муниципальная организация культуры. Одновременно предлагается включить в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль расходы в виде пожертвований, направленных организацией-жертвователем государственным и муниципальным учреждениям культуры, а также некоммерческой организации (фонду) на формирование целевого капитала.

Второй законопроект — «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с совершенствованием механизмов формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» должен стимулировать укрепление финансовой устойчивости деятельности СО НКО, увеличение объемов получаемых ими целевых поступлений, а также привлечение долгосрочного финансирования на объемные проекты в социальной сфере.

Проект закона предусматривает предоставление налогоплательщикам налога на прибыль организаций права уменьшить полученную в текущем налоговом периоде налогооблагаемую прибыль на сумму денежных средств, перечисленных налогоплательщиком некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, в пределах действующего лимита расходов на иные виды рекламы. Налогоплательщикам предлагается право выбрать между текущими расходами на спонсорство, проведение розыгрышей и пожертвованиями НКО на формирование, пополнение целевого капитала. Законопроект разработан Минэкономразвития еще в 2013 году и дважды проходил общественное обсуждение на www.regulation.gov.ru. В августе 2014 года законопроект внесен в Правительство РФ, однако заключения у Минэкономразвития до сих пор нет.

Законопроект, разработанный Минэкономразвития, и законопроект сенаторов и депутатов, в принципе, направлены на одно и то же, отмечают участники слушаний.

«Минэкономразвития предлагает установить для налогоплательщиков право уменьшить получаемую в текущем налоговом периоде прибыль на сумму в пределах действующих расходов, один процент выручки от реализации. Только мы говорим, что это сумма, которую налогоплательщик потратил на формирование фондов целевых капиталов некоммерческих организаций, а наши коллеги-сенаторы говорят о том, что это сумма пожертвований на учреждения культуры и формирование фондов целевого капитала для этих же учреждений культуры. Но «бьем» мы в одно и то же место. Мне бы хотелось соединить эти вещи воедино, поскольку мы хотим вносить изменения в одну статью Налогового кодекса», — говорит начальник отдела Департамента социального развития и инноваций министерства экономического развития РФ Елена Ясинская.

Два законопроекта объединяет предоставление льготы компаниям, жертвующим средства в целевой капитал. Однако в этом смысле законопроект Минэкономразвития более широкий, отмечает исполнительный секретарь Форума Доноров Наталья Каминарская. По ее мнению, в «культурном» законопроекте должно быть прописано, что расходы в виде пожертвований могут идти не только на формирование целевого капитала, но и на пополнение.

«Целевой капитал — самая прозрачная модель, которая не требует дополнительных документов, где можно контролировать использование этих средств. За этим следит, в частности, попечительский совет… Если мы посмотрим, как работают целевые капиталы, то они растут с течением времени, и основные жертвователи не физические лица, а компании. Поэтому должна присутствовать формулировка, что средства могут идти как на формирование, так и на пополнение целевого капитала», — считает Каминарская.

Также, по ее словам, если «культурный» законопроект предлагает поддерживать только культурные учреждения, то проект Минэкономразвития – все организации, которые доступны по законодательству о целевых капиталах.

По мнению Оксаны Орачевой, генерального директора Благотворительного фонда В. Потанина, законопроект Минэкономразвития более общий и объединять с «культурным» его нужно точечно. Она предлагает «вычистить» законопроект, разработанный парламентариями, с точки зрения уже применяемой в других законах терминологии, особенно что касается закона о целевых капиталах. Кроме того, эксперт предлагает распространить список получателей пожертвований, чтобы это были не только государственные и муниципальные организации культуры, но и НКО, работающие в сфере культуры.

«Сейчас многие государственные организации культуры – музеи, театры, галереи — создают фонды развития, которые собственно собирают пожертвования. Пожертвования получает не музей, а фонд развития музея. У нас есть частные театры, музеи, они тоже создаются как НКО. Если расширить норму на все некоммерческие организации культуры, то тогда это будет способствовать развитию учреждений культуры в целом», — говорит Оксана Орачева.

В целом участники слушаний приветствуют инициативу предоставить налоговые льготы меценатам и благотворителям и считают, что оба законопроекта нужно гармонизировать и сделать так, чтобы преференции получали все, кто жертвует.

Фото: oprf.ru

Рекомендуем

Минэкономразвития РФ направило в Минфин РФ законопроект о льготном налогообложении пожертвований бизнеса

Министр экономического развития РФ Андрей Белоусов в письме от 30 июля предложил министру финансов РФ Антону Силуанову внести изменения во вторую часть Налогового кодекса (НК)…

СБОР призывает Сергея Собянина предоставить налоговые льготы СО НКО, не дожидаясь поправок в Налоговый кодекс

Президиум Союза благотворительных организаций России (СБОР) направил временно исполняющему обязанности мэра Москвы Сергею Собянину письмо как внепартийному кандидату на внеочередных прямых выборах мэра столицы в…