oprf.ru

В Общественной палате РФ 24 августа состоялись «нулевые» чтения двух законопроектов, вносящих изменения в Налоговый кодекс РФ и призванные совершенствовать нормативную базу некоммерческого сектора. Как считают участники слушаний, целесообразно объединить два законопроекта, поскольку они «бьют по одной цели».

Участники «нулевых» чтений рассмотрели проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», разработанный парламентариями, и проект Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием механизмов формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», разработанный экспертами Министерства экономического развития РФ.

Оба законопроекта напрямую связаны с поручением Президента РФ Общественной палате РФ, администрации Президента РФ и Министерству юстиции РФ по принятию дополнительных мер стимулирования СО НКО в различных сферах деятельности. Речь идет в том числе о предоставлении организациям налоговых льгот.

Целью законопроекта «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» является стимулирование привлечения благотворительных средств для финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры. Он разработан группой депутатов и сенаторов и предлагает предоставить физическому лицу право на социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в размере суммы пожертвования, не более 30% суммы дохода, если получателем является государственная или муниципальная организация культуры. Одновременно предлагается включить в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль расходы в виде пожертвований, направленных организацией-жертвователем государственным и муниципальным учреждениям культуры, а также некоммерческой организации (фонду) на формирование целевого капитала.

Второй законопроект — «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с совершенствованием механизмов формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» должен стимулировать укрепление финансовой устойчивости деятельности СО НКО, увеличение объемов получаемых ими целевых поступлений, а также привлечение долгосрочного финансирования на объемные проекты в социальной сфере.

Проект закона предусматривает предоставление налогоплательщикам налога на прибыль организаций права уменьшить полученную в текущем налоговом периоде налогооблагаемую прибыль на сумму денежных средств, перечисленных налогоплательщиком некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала, в пределах действующего лимита расходов на иные виды рекламы. Налогоплательщикам предлагается право выбрать между текущими расходами на спонсорство, проведение розыгрышей и пожертвованиями НКО на формирование, пополнение целевого капитала. Законопроект разработан Минэкономразвития еще в 2013 году и дважды проходил общественное обсуждение на www.regulation.gov.ru. В августе 2014 года законопроект внесен в Правительство РФ, однако заключения у Минэкономразвития до сих пор нет.

Законопроект, разработанный Минэкономразвития, и законопроект сенаторов и депутатов, в принципе, направлены на одно и то же, отмечают участники слушаний.

«Минэкономразвития предлагает установить для налогоплательщиков право уменьшить получаемую в текущем налоговом периоде прибыль на сумму в пределах действующих расходов, один процент выручки от реализации. Только мы говорим, что это сумма, которую налогоплательщик потратил на формирование фондов целевых капиталов некоммерческих организаций, а наши коллеги-сенаторы говорят о том, что это сумма пожертвований на учреждения культуры и формирование фондов целевого капитала для этих же учреждений культуры. Но «бьем» мы в одно и то же место. Мне бы хотелось соединить эти вещи воедино, поскольку мы хотим вносить изменения в одну статью Налогового кодекса», — говорит начальник отдела Департамента социального развития и инноваций министерства экономического развития РФ Елена Ясинская.

Два законопроекта объединяет предоставление льготы компаниям, жертвующим средства в целевой капитал. Однако в этом смысле законопроект Минэкономразвития более широкий, отмечает исполнительный секретарь Форума Доноров Наталья Каминарская. По ее мнению, в «культурном» законопроекте должно быть прописано, что расходы в виде пожертвований могут идти не только на формирование целевого капитала, но и на пополнение.

«Целевой капитал — самая прозрачная модель, которая не требует дополнительных документов, где можно контролировать использование этих средств. За этим следит, в частности, попечительский совет… Если мы посмотрим, как работают целевые капиталы, то они растут с течением времени, и основные жертвователи не физические лица, а компании. Поэтому должна присутствовать формулировка, что средства могут идти как на формирование, так и на пополнение целевого капитала», — считает Каминарская.

Также, по ее словам, если «культурный» законопроект предлагает поддерживать только культурные учреждения, то проект Минэкономразвития – все организации, которые доступны по законодательству о целевых капиталах.

По мнению Оксаны Орачевой, генерального директора Благотворительного фонда В. Потанина, законопроект Минэкономразвития более общий и объединять с «культурным» его нужно точечно. Она предлагает «вычистить» законопроект, разработанный парламентариями, с точки зрения уже применяемой в других законах терминологии, особенно что касается закона о целевых капиталах. Кроме того, эксперт предлагает распространить список получателей пожертвований, чтобы это были не только государственные и муниципальные организации культуры, но и НКО, работающие в сфере культуры.

«Сейчас многие государственные организации культуры – музеи, театры, галереи — создают фонды развития, которые собственно собирают пожертвования. Пожертвования получает не музей, а фонд развития музея. У нас есть частные театры, музеи, они тоже создаются как НКО. Если расширить норму на все некоммерческие организации культуры, то тогда это будет способствовать развитию учреждений культуры в целом», — говорит Оксана Орачева.

В целом участники слушаний приветствуют инициативу предоставить налоговые льготы меценатам и благотворителям и считают, что оба законопроекта нужно гармонизировать и сделать так, чтобы преференции получали все, кто жертвует.

Фото: oprf.ru

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Минэкономразвития РФ направило в Минфин РФ законопроект о льготном налогообложении пожертвований бизнеса

Министр экономического развития РФ Андрей Белоусов в письме от 30 июля предложил министру финансов РФ Антону Силуанову внести изменения во вторую часть Налогового кодекса (НК)…

СБОР призывает Сергея Собянина предоставить налоговые льготы СО НКО, не дожидаясь поправок в Налоговый кодекс

Президиум Союза благотворительных организаций России (СБОР) направил временно исполняющему обязанности мэра Москвы Сергею Собянину письмо как внепартийному кандидату на внеочередных прямых выборах мэра столицы в…

Меценаты получат налоговые льготы

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, который устанавливает льготы для физических и юридических лиц, оказывающих финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры.