Фото: flickr.com/ Camp ASCCA

Административный регламент содержит требования к порядку предоставления гражданам сведений о детях, содержащихся в федеральном банке данных о детях, включая телефоны для консультаций, часы работы и адреса Минобрнауки, о максимальном сроке предоставления документов, а также перечень документов и адреса, куда можно подать жалобу.

Предоставление гражданам сведений о детях, содержащихся в федеральном банке данных, утверждено административным регламентом Минобрнауки. Соответствующий приказ Министерства образования и науки Российской Федерации опубликован в «Российской газете».

Согласно приказу, получить информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, из федерального банка данных могут россияне, постоянно проживающие на территории РФ и желающие принять ребенка (гражданина РФ) на воспитание в свою семью. Также предусмотрена выдача предварительных разрешений на усыновление (удочерение) российских детей иностранным гражданам и лицам без гражданства.

В частности, регламентом установлены сроки предоставления государственной услуги. Так, на ознакомление анкеты детей предусмотрены 10 дней со дня внесения сведений о заявителе в государственный банк данных о детях. Направление на посещение ребенка гражданину РФ должно быть выдано не позднее трех рабочих дней с даты поступления от регионального оператора государственного банка данных информации о возможности выдачи направления на посещение ребенка.

Также сформирован перечень документов, необходимых для предоставления госуслуги. Кроме того, зарегламентировано, что государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы. Регламент также учитывает требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации, в т.ч. созданию безбарьерной среды для людей с инвалидностью.

Как рассказал «Российской газете» уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов, такая детализация связана с многочисленными жалобами граждан на то, что те, от кого это зависит, препятствуют усыновлению, тянут время, не информируют желающих стать родителями о возможных административных сложностях.

Павел Астахов считает, что такая скрупулезность, в частности, направлена против некоторых руководителей детских домов, которые неохотно расстаются с детьми из-за подушевого финансирования: чем больше детей, тем больше денег поступает в детский дом из бюджета.

«Чтобы с этим бороться, нужно четко идти по процедуре регламента. Никаких искусственных препятствий для усыновления быть не должно. С одной стороны, создана двухуровневая система обучения и отбора кандидатов в приемные родители, а с другой — служба сопровождения приемных семей. И бюрократизма здесь быть не должно», — цитирует детского омбудсмена «Российская газета».

Президент Благотворительного фонда «Найди семью» Елена Цеплик приветствует появление такого регламента. По ее мнению, документ, где все четко и ясно прописано, очень нужен. Теперь у людей будет возможность спокойно и подробно его изучить и затем при переговорах с органами опеки и детскими сиротскими учреждениями грамотно на него ссылаться.

«Дело в том, что осведомленность наших граждан о том, какие конкретно действия нужно совершить, чтобы принять на воспитание ребенка из сиротской системы, очень низкая. Недавно наш фонд совместно с компанией Gfk проводил соответствующее исследование, и оказалось, что 69% наших граждан считают, что тяжелые и труднопроходимые бюрократические процедуры очень тормозят развитие семейного устройства. В реальности никаких сложных процедур нет, в последнее время государством действительно сделано очень много для облегчения процесса усыновления, и сейчас собрать и подать документы можно достаточно быстро», — говорит Елена Цеплик.

Однако никаких принципиально новых порядков и требований (за исключением 15-минутных сроков ожидания в очереди на сдачу документов) эксперт не видит. Основная ценность документа, по ее словам, именно в систематизации необходимых сведений. «Потенциальным приемным родителям действительно не хватает информации, а искать ее «по крупицам» в разных местах могут далеко не все. Поэтому единый исчерпывающий документ, безусловно, нужен. Ровно то же самое можно сказать и о специалистах, которые включены в процесс семейного устройства со стороны государства», — говорит руководитель Благотворительного фонда «Найди семью».

Президент Фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская отмечает, что новый регламент говорит об излишней бюрократизации. Эксперт также обращает внимание на то, что в документе речь идет исключительно о работе федерального банка данных о детях, но не выстраивается работа на местах.

«Не очень много людей обращаются в федеральный банк данных, одна из самых больших проблем которого – то, как представлены сведения о детях, в каком виде и насколько они объективны. Информация обновляется не всегда вовремя, дети могут числиться в банке данных, а уже быть устроены в семью, плюс ужасные фотографии с неадекватными подписями о детях. Это вопрос к органам опеки на местах», — говорит Елена Альшанская.

По ее словам, подобные документы, пошагово описывающее порядок, последовательность действий – вынужденная мера для того, чтобы работали законы.

Фото: flickr.com/ Camp ASCCA

Рекомендуем

Яна Леонова: тендер Минобразования на разработку технологии социализации воспитанников сиротских учреждений — своевременная мера

По данным Министерства науки и образования РФ, только 25% выпускников детских приютов успешно адаптируются в обществе. Существующая закрытая система жизни в коррекционных учреждениях и действующие…

Фестиваль «Я не один» объединил в творчестве детей-сирот, молодых актеров и режиссеров

Театральный фестиваль, который проходит в Москве 12-17 сентября 2017 года, для многих ребят – шанс найти родителей и наставников. Мероприятие дает возможность воспитанникам детских сиротских…