РООИ “Перспектива”

Победителями конкурса достижений в сфере инклюзивного образования в российских школах в шести номинациях стали педагоги и учреждения, сумевшие создать наиболее благоприятную среду для полноценного включения людей с инвалидностью в процесс обучения.

Первый Всероссийский конкурс среди инклюзивных школ региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» провела в 2013 году. В 2015 году конкурс прошел во второй раз. В рамках государственной программы «Доступная среда» его поддержали Министерство образования и науки РФ, Московский городской психолого-педагогический университет и Северо-Кавказский федеральный университет. Организаторы получили более 200 заявок от конкурсантов из 64 регионов России. За звание лучших состязались 59 сельских школ и 161 городская.

«У нас просто учились дети, очень разные, но все вместе, и мы никогда никого не выделяли. Потом пришли деньги по программе «Доступная среда», и нам удалось переоборудовать школу для детей с инвалидностью. Это все и привело нас сегодня к победе», — отметила Наталья Игловская, координатор инклюзивного образования средней общеобразовательной школы № 84 Северска (Томская область), которая была признана лучшей школой, реализующей инклюзивную практику.

Московский детский сад «Наш дом» при школе № 1206 и детский сад № 83 Санкт-Петербурга стали победителями среди дошкольных учреждений. Руководитель городского ресурсного центра Института проблем инклюзивного образования МГППУ Елена Самсонова отметила, что в обоих детских учреждениях созданы хорошие условия и методическая база для воспитания и первоначального обучения детей с инвалидностью. Также эксперт отметила благоприятную атмосферу, созданную работниками обоих учреждений.

О победителе в номинации «Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения» рассказала Светлана Семаго, старший научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ: «Верх-Тулинская общеобразовательная школа № 14 — это сельская школа. Удивительно, когда ты понимаешь, что администрация школы в небольшом поселке сумела пробить и создать специальные условия для абсолютно разных категорий детей. Там есть дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, эмоциональными проблемами — для каждого индивидуально создан широкий спектр образовательных условий. И это не оборудование как таковое, а продуманная система. У этих людей есть инклюзивная культура».

«Для людей, продвигающих инклюзивное образование, нужен стимул, какие-то толчки, чтобы они понимали, что их ценят, ценят то, что они делают, замечают, когда они делают это хорошо, — отметила Денис Роза, директор РООИ «Перспектива». — Замечательно, что среди победителей — не только представители Москвы или Санкт-Петербурга, но и совсем небольших городов. Это значит, что инклюзия развивается везде, потому что дети с инвалидностью есть везде, и очень важно, чтобы их принимали в обычных школах, создавали им комфортную атмосферу».

Фото: РООИ «Перспектива»

Рекомендуем

В Москве состоялась премьера фильма «Свои не свои», посвященного инклюзивному образованию в России

В Общественной палате 21 мая состоялся премьерный показ документального фильма «Свои не свои», повествующего о жизни детей с инвалидностью в России. Фильм рассказывает о том,…

Инклюзивное образование в Крыму и Севастополе — эксперты об эффективности российских методик на новых территориях

Минобрнауки России готовит соглашение о представлении субсидии из федерального бюджета на развитие инфраструктуры инклюзивного образования для детей-инвалидов в Республике Крым и Севастополе.