Международное движение Transparency International подготовило доклад о состоянии системы защиты заявителей о коррупции и обзор лучших практик защиты заявителей в международных компаниях. Россия оказалась худшей с точки зрения защиты заявителей в частном секторе и закрывает пятерку худших стран по защите заявителей в госсекторе.

«Защита заявителей о коррупции, стимулирование сотрудников государственных и частных организаций сообщать об известных им злоупотреблениях и правонарушениях остается крайне актуальной задачей для государственного и частного сектора в России», – заявляет Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия». Эксперты подчеркивают, что в условиях высоких рисков немногие готовы раскрывать информацию, что говорит о необходимости мер по защите заявителей – внедрение соответствующих законодательных и подзаконных актов и их применение на практике, а также меры внутри частных организаций.

Transparency International публикует доклад о состоянии системы защиты заявителей о коррупции в странах «Большой двадцатки» и обзор лучших практик защиты заявителей в международных компаниях. В докладе «Законодательство о защите заявителей в странах «Большой двадцатки». Приоритеты для действий» подробно анализируется законодательство стран мира, а эксперты сравнивают его с принципами, рекомендованными ведущими международными организациями. Авторы исследования выделили 14 критериев, по каждому из которых каждой стране выставлялось две оценки – о наличии соответствующий положений в законах, касающихся заявителей о коррупции в государственных структурах и частных компаниях.

Согласно результатам исследования, Россия оказалась худшей с точки зрения защиты заявителей в частном секторе. В целом, на мировом уровне хуже всего обстоят дела с анонимностью заявителей – только в четырех странах существует хоть какое-то законодательство на этот счет. Что касается защиты заявителей в госсекторе, то здесь Россия закрывает пятерку худших. Эксперты отмечают, что в России все же есть описание процедур для заявителей, а удовлетворительные определения злоупотреблений и заявителей обеспечивают определенное покрытие законодательством нуждающихся в защите. Кроме того, Россия получила среднюю оценку по наличию соответствующих внутренних процедур. Самые же плохие оценки по заявителям госсектора показали Саудовская Аравия и Мексика.

Центр «Трансперенси Интернешнл – Р» напоминает, что по итогам Сеульского саммита «Большой двадцатки» в 2010 году Россия приняла на себя обязательства по разработке системы защиты заявителей о коррупции. А в 2012 году центр представил властям принципы защиты заявителей о коррупции, которые могли бы лечь в основу профильного национального законодательства, но проект так и не получил должного внимания законодателя.

«Отдельные элементы защиты заявителей были введены указом президента в 2013 году, но они не обеспечивают ни независимого рассмотрения дела заявителя в случае применения к нему дисциплинарных взысканий (которые могут быть гонениями и не быть связаны с качеством работы), ни должной защиты со стороны государства. Появившееся в СМИ информация о подготовке проекта профильного закона хотя и вызывает некоторый оптимизм наличием внимания к теме, но этого недостаточно, при отсутствии публичного и экспертного обсуждения проекта закона», – резюмируют эксперты.

Фото: flickr.com / Sudhamshu Hebbar

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

Эксперты выявили социальные закономерности, которые обосновывают связь коррупции с нарушением прав и свобод граждан

По мнению одного из авторов доклада «О связи коррупции с нарушениями прав и свобод граждан в силовых сферах России» — члена Совета Правозащитного центра «Мемориал»…

Права заявителей о коррупции надо защищать

Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Россия» подготовил доклад, посвященный защите прав заявителей о коррупции, сообщается на сайте организации. В докладе содержится анализ зарубежной практики…