territoryfest.ru

Театр наций и Международный фестиваль — школа современного искусства «Территория» 13 октября представили эскиз спектакля «Прикасаемые». Уникальность проекта в том, что наравне с профессиональными актерами, среди которых Ингеборга Дапкунайте и Егор Бероев, в нем участвуют семеро слепоглухих людей разного возраста. Корреспондент АСИ побывала на показе и попыталась вместе с другими зрителями на собственном опыте понять эмоции слепоглухого человека.

«Прикасаемые» — постановка о людях, лишенных слуха и зрения. В ее основе лежат реальные истории из жизни воспитанников Сергиево-Посадского детского дома для слепоглухих и слушателей учебно-реабилитационного центра «Дом слепоглухих» в селе Пучково.

Спектакль инициирован народным артистом России, художественным руководителем Театра наций Евгением Мироновым в мае 2014 года на встрече Попечительского совета Благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

«Для меня, для Театра наций и фестиваля «Территория» — это, конечно, в первую очередь, художественный проект. Мне как артисту очень интересно, как люди, лишенные зрения и слуха, воспринимают этот мир, как они используют для жизни прикосновения ко всему на свете — не только к другим людям, но к воздуху, воде, свету. Из дуновения ветра, по теплоте рук они узнают о других и о мире то, что мы часто не замечаем в постоянном шуме окружающих нас звуков, мелькающих перед глазами картин», – говорит Евгений Миронов, художественный руководитель Театра наций и автор идеи постановки.

В проекте принимают участие профессиональные актеры: Ингеборга Дапкунайте, Егор Бероев, Олег Савцов, Анастасия Пронина.

Постановка рассказывает об успешных людях с ограниченными возможностями зрения и слуха. Роль самого себя в спектакле исполняет Александр Суворов — слепоглухой, профессор. В возрасте четырех лет он полностью ослеп, а в девять – полностью потерял слух. Александр Суворов стал одним из четверых участников Загорского эксперимента (получение четырьмя молодыми слепоглухими людьми высшего образования на психологическом факультете МГУ). Александр стал доктором психологических наук и профессором кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования.

Художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов и профессор Александр Суворов
Художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов и профессор Александр Суворов

Как рассказывается в спектакле, до 16 лет Александр Суворов не переживал из-за своей слепоглухоты, для него главное были книги. Когда он ходил в гости, он часто скучал, потому что не с кем было поговорить. Перед ним ставили тарелку с фруктами, и мальчик устраивался читать.

«Ничуть не терзался этим. Подумаешь, мало ли где скучать приходится… Например, в очереди к врачу. А книжка на что?» — говорит Александр Суворов.

Также среди слепоглухих актеров спектакля — Ирина Поволоцкая, писатель и поэт, психолог, член Российского союза писателей.
«Мы не слышим и не видим, но запахи и тактильные ощущения заменяют нам зрение и слух. Мы просто воспринимаем мир немного иначе. Но это все равно наш общий мир», — говорит Ирина Поволоцкая.

Писатель, поэт, психолог, актриса Ирина Поволоцкая
Писатель, поэт, психолог, актриса Ирина Поволоцкая

Зрителям первого показа спектакля предложили поучаствовать в эксперименте. Все желающие перед входом в зал могли надеть маску на глаза и погрузиться в темноту. До мест, указанных в билете, их провожали волонтеры. Маски на глаза надели почти все зрители.

Многие не могли сдержать слез во время просмотра эскиза спектакля. Никого не оставили равнодушными истории о слепоглухих людях, о том, как они росли, чего боялись, как играли, общались с родными. Одна из героинь — Мама девочки — рассказывает, как в полтора месяца ее дочь Алена потеряла слух, а свое шестилетие встретила уже невидящий.

Другой герой — Слесарь Леша — рассказывает, как он добирается до работы, как выходит из автобуса, идет до метро, как ориентируется в потоке людей, чувствует, сколько ступенек. Другая героиня упоминает, что любимая игра слепоглухих детей в доме-интернате — качели. Когда ребенок качается, он ловит сопротивление воздуха, это дает ему ощущение жизни, движения. Так дети могут провести весь день, отвлекаясь только на зов в столовую. Зов — это когда воспитатели прикасаются и сообщают таким образом, что пора идти на обед.

В самом конце спектакля зрителям дают понять, что даже если здоровый человек наденет маску на глаза и заткнет уши, он все равно не почувствует себя на месте слепоглухого. Слепоглухота — это иное восприятие мира и образ жизни.

Евгений Миронов с участниками проекта
Евгений Миронов с участниками проекта

Одной из особенностей спектакля являются непривычные для зрителей аплодисменты. Слепоглухие не могут видеть и слышать, как зрители аплодируют. Они ощущают вибрации, поэтому свою благодарность актерам зрители выразили, громко топая ногами по полу.

По словам режиссера-постановщика спектакля Руслана Маликова, все, что происходит на сцене, нужно в большей степени тем, кто участвует в постановке. «Весь процесс для тех, кто участвует – и для зрячеслышащих актеров, делающих для себя какие-то открытия, и для слепоглухих людей, которые получают свой невероятный опыт. Надеюсь, что эта история найдет свое продолжение», — говорит режиссер.

Участие слепоглухих в спектакле – это и есть их интеграция в общество и качественное изменение жизни, считает президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов.

«Ключевая мысль проекта в том, что слепоглухие актеры-непрофессионалы работают вместе с профессиональными актерами. Такого в России еще не было. На наш взгляд, именно такая комбинация больше всего отвечает миссии фонда – интеграции слепоглухих в общество. Наш проект только начинается. К весне мы планируем сделать спектакль репертуарного плана, будем работать над ним дальше, и для тех шести-семи слепоглухих, которые принимают участие в этом проекте, это уже является возвращением в общество», — отмечает Дмитрий Поликанов.

Премьера спектакля «Прикасаемые» запланирована на март 2015 года на сцене Театра наций.

Фото: territoryfest.ru

Рекомендуем

Фонд «Со-единение» открыл в Москве театральную студию для слепоглухих

В октябре в Театре наций Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» представил эскиз спектакля «Прикасаемые» с участием людей с ограниченными возможностями зрения и слуха и профессиональных актеров.…

Фонд поддержки слепоглухих намерен стать проводником между миром слепоглухих и «зрячеслышащих»

Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» планирует разработать и объединить успешные решения и практики, дающие слепоглухим людям возможность самореализации, развития и интеграции в общество. Организация будет реализовывать…