С начала апреля на территории Всероссийского выставочного центра начался масштабный проект реконструкции павильонов. Представители общественного движения «Архнадзор» считают, что работа идет слишком поспешно и без согласований с экспертным сообществом, в результате чего комплекс может безвозвратно утратить ценные архитектурные элементы.

Указом Президента РФ в ноябре 2013 года Всероссийский выставочный центр был передан из федеральной собственности в московскую. 26 марта мэр Москвы Сергей Собянин заявил о возвращении ему исторического названия ВДНХ и анонсировал масштабные работы по благоустройству и реконструкции. Комплекс был передан в ведомство столичного департамента культуры, который отвечает за ЦПКиО имени Горького, ПКиО «Сокольники» и другие московские парки. В настоящее время в нем начались работы по восстановлению.

«Вернув название ВДНХ, мы планируем тут создать парк, посвященный успехам Российской Федерации в определенных промышленных отраслях, продолжив тем самым историю, спланированную здесь архитекторами прошлого. Это будут современные выставки, с современными экспонатами, основанные на опыте прошлого. Нам очень хочется, чтобы москвичи воспринимали ВДНХ как мультикультурный центр», — цитирует «Российская газета» главу Департамента культуры города Москвы Сергея Капкова.

Восстановление ВДНХ оценивают в 60 млрд рублей. В ближайшее время московские власти готовы вложить в реконструкцию памятников 13 млрд рублей. Как сообщает «Интерфакс», благоустройством комплекса ежедневно заняты 6,5 тыс. человек и более 1,5 тыс. единиц техники. Работы идут в том числе над возвращением исторических фасадов, которые были закрыты фальшфасадами в 50-е годы XX века в рамках кампании по борьбе с излишествами в строительстве (павильон № 14 «Азербайджан»/«Вычислительная техника» и №15 «Поволжье»/«Радиоэлектроника»).

«К нашему стыду, павильоны были закрыты лжефасадами еще в 50-е — начале 60-х годов прошлого века. Сейчас фасады эти вскрываются, открываются уникальные, красивые, исторические элементы зданий», — заявил заммэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. По его информации, работы ведутся под контролем Мосгорнаследия, крупных ученых и общественности.

«Говорить, что это просто фальшфасады, которые достаточно разобрать, чтобы открылась прежняя красота, по меньшей мере некорректно», — уверен координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.

«Обе постройки отражают момент, когда при Хрущеве облик выставки стал меняться. Происходили перемены в искусстве в целом, на смену сталинскому стилю пришел новый большой стиль — в сущности, современный модернизм, в котором мы живем и сейчас. Конечно технологически это фальшфасады — прислоненные конструкции. Но фасад «Радиоэлектроники» — это один из самых ранних образцов модернизма в стране. По-своему эти фасады являются стильной вещью, они были проектными работами, поисками новых образов. Алюминиевые фасады — это фасады космической эпохи, это вовсе не признак дешевизны или халтурности, это совершенно другое время, другие настроения в стране, связанные с 20-м съездом. И у сталинской, и у хрущевской архитектуры есть много поклонников, они обе отражают разные эпохи, а стык эпох сам по себе ценен и уникален, так как с его помощью можно читать историю архитектуры», — отмечает Рахматуллин. Он подчеркивает, что оба павильона являются памятниками федерального значения с неопределенным предметом охраны, поэтому любые работы на них могут производиться только в рамках проекта реставрации. Между тем на сегодняшний день демонтаж фасадов зданий представляет из себя «цепочку нарушений».

«Прежде всего необходимо определить предмет охраны павильонов в рамках реставрационного исследования, — говорит эксперт. — Потом должны пройти архитектурное проектирование и экспертная оценка проекта. За этими этапами следует выдача разрешений. И только потом могут появиться люди в оранжевых касках на лесах. Но они уже там. Мы проскочили все этапы. Почему так произошло — нам объяснить никто не может. Но факт остается фактом — люди в оранжевых касках по чьему-то телефонному звонку решают за нас научно-методологическую проблему, а именно, на каком историческом периоде остановиться при выборе фасада павильонов выставки. Наше предложение в том, чтобы остановиться и подумать. Сейчас стадия, когда должна работать голова».

По словам представителя градозащитников, на заявление «Архнадзора» о недопустимости безэкспертного демонтажа фасадов не последовало никакой реакции. В настоящее время работы на павильонах «Азербайджан»/«Вычислительная техника» и «Поволжье»/«Радиоэлектроника» продолжаются.

Фото:flickr.com

Рекомендуем

Руководство ВДНХ пообещало восстановить павильон «Верблюдоводство»

После заявления общественного движения «Архнадзор» о разборке павильона «Верблюдоводство», руководство ВДНХ сообщило о том, что павильон будет практически полностью восстановлен после реконструкции – в нем…

«Архнадзор» против сноса павильона на ВДНХ

На территории ВДНХ под предлогом реконструкции начался демонтаж павильона «Верблюдоводство». Общественное движение «Архнадзор» требует присвоить ВДНХ статус архитектурного ансамбля, который запретит градостроительную деятельность на этой…

«Архнадзор» выступил против изменения охранного статуса ВДНХ

Общественное движение «Архнадзор» обеспокоено планами по изменению охранного статуса ВДНХ – столичные власти намерены придать территории статус «достопримечательного места». По мнению правозащитников, после изменения статуса на территории ВДНХ будет легализовано новое строительство,…