С начала учебного года в 20 московских школах прошли уроки доброты, где дети научились пониманию и правильному отношению к людям с инвалидностью. Цикл этих занятий в рамках семинаров и тренингов для школьного сообщества проводят сотрудники Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

Уроки доброты смогли посетить порядка 1800 школьников с 1 по 8 классы. Для каждого возраста существует своя программа такого занятия, специально разработанная в «Перспективе», но самое главное то, что урок ведут не учителя, а сами люди с инвалидностью.

Александр Зайкин — незрячий. Ощупывая тростью ступеньки, он поднимается на второй этаж, где гостей с нетерпением ждет 2 «А»класс  филиала №3 столичной гимназии. Александру помогает ориентироваться Юлия Кулешова, у которой проблемы с речью. О своей инвалидности ведущие урока рассказывают детям без тени смущения, объясняя, что проблема не в их здоровье, а в отношении окружающих и в окружающей среде, которая все еще очень плохо приспособлена для свободной жизнедеятельности людей с особенностями здоровья.

Перспектива_4

У второклассников это первый урок-знакомство, поэтому Юлия и Александр начинают с вопроса, кто же такие люди с инвалидностью, в чем их проблема, а может, она вовсе и не в них? «У меня еще проблемы с руками, — рассказывает Юлия. – Я не могу брать мелкие вещи, мне трудно писать»… Дети с пониманием слушают ведущую, а инвалидность Александра им становится понятной лишь после того, как он достает трость и начинает с ее помощью перемещаться по классу. До этого спокойный и уверенный Александр – бывший учитель истории – не вызвал у них и тени подозрения в том, что он не такой, как они. «Слепой!» — робко сказала Вика, глядя, как гость неуверенно продвигается мимо ее парты. Сказала и сама испугалась. «Чего ты боишься? — спрашивает Юлия. – Что могла обидеть человека этим словом, да?»

Перспектива_5

Второклассникам рассказывают, какие слова будут корректными при разговоре о людях с инвалидностью, а каких лучше воздержаться. «Главное слово, которое должны всегда быть впереди, — человек, — объясняет Юлия. – Потому что прежде всего мы все люди, а уже потом у нас есть какие-то отличия».

Чтобы снять напряжение, немного поиграли: с завязанными глазами с помощью товарища ребята пытались пройти по классу и найти игрушку, расстегнуть и застегнуть пуговицы одной рукой, проскакать вдоль парт на одной ноге… Под конец гости показали ребятам несколько простых слов на жестовом языке и пояснили, что дружить прекрасно можно и с неслышащими ровесниками.

Перспектива_1

«Я очень вам благодарна за этот урок, — сказала по окончании педагог-организатор Светлана Анатольевна Зайцева. — Мы обязательно должны донести до детей, пока они еще маленькие, как нужно относиться к людям, а также что в этой жизни важное, а что — второстепенное».

Затем гостей ждали в 1 «Б» классе. Здесь ранее уже проходил урок-знакомство, поэтому сегодня решили поговорить о профессиях. Три ряда первоклассников стали тремя командами, каждая из которых получила лист бумаги и задание – написать, какие профессии подошли бы человеку незрячему, тому, кто не слышит и не говорит, а также тому, у которого нет обеих рук. Каждая команда подошла к заданию творчески: ребята не только выбрали самые обычные профессии, но и объяснили, как, например, человек без рук мог бы работать охранником, а неслышащий – библиотекарем. Оказывается, с использованием современных технологий все на свете становится возможным и ограничений практически не существует. Одна из команд выбрала для незрячего человека профессию певца, и ведущие Александр и Юлия рассказали первоклассникам о Диане Гурцкой и ее выступлениях. И даже поделились некоторыми сценическими секретами известной певицы.

Перспектива_3

Напоследок дети получили домашнее задание: по дороге из школы посмотреть, с какими преградами на пути может столкнуться человек с инвалидностью.

Следующие уроки доброты пройдут в столичной гимназии через неделю.

Фото:perspektiva-inva.ru

Рекомендуем