В странах Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии будут развивать инклюзивное образование. Речь об этом шла на Региональной конференции на уровне министров по вопросам образования, организованной под эгидой Детского фонда ООН (UNICEF). Согласно оценкам UNICEF, около 2,5 млн детей в регионе не получают базового образования, особенно дети из наиболее уязвимых и изолированных групп общества.

Представители правительств 20 стран — Албании, Азербайджана, Армении, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Республики Македония, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Румынии, Сербии, Таджикистана, Туркменистана, Турции, Узбекистана, Украины, Хорватии и Черногории — выразили свою политическую поддержку прозвучавшему на конференции призыву обеспечить право миллионов детей на инклюзивное и качественное образование.

Конечная цель заключается в том, чтобы каждый ребенок ходил в школу, каждый ребенок хорошо учился, каждый ребенок имел доступ к раннему образованию и был своевременно зачислен в школу, а также в том, чтобы каждый ребенок получал поддержку со стороны хорошо регулируемой и обеспеченной всеми необходимыми ресурсами образовательной системы.

В России инклюзивное образование, то есть обучение детей с особыми потребностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении, только делает первые шаги, отмечают эксперты. Само понятие «инклюзивное образование» было законодательно закреплено в ФЗ «Об образовании в РФ», принятом в 2012 году.

Для того чтобы инклюзивное образование стало повсеместным, необходимо транслировать лучшие практики, которые есть у общественных организаций, занимающихся развитием инклюзивного образования, считает руководитель программ по инклюзивному образованию Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Юлия Симонова. По ее словам, родители детей с инвалидностью и сами школы стали более активными в этом вопросе.

«Нам часто звонят и просят помочь найти школу, которая развивает инклюзивное образование. Родители понимают, что после интернатов ребенку тяжело социализироваться, найти работу. Да и сами школы постепенно готовятся принимать особых детей. Нас просят провести у них уроки доброты для детей без инвалидности. Эти занятия ведут молодые успешные люди с инвалидностью, рассказывают о своей жизни, что имеют такое же право учиться, заводить семью, путешествовать, заниматься спортом, водить машину. Все это проходит в игровой форме. Мы обсуждаем разные темы, показываем фильмы, чтобы детей подготовить к тому, что к ним в класс, школу, придет учиться сверстник с инвалидностью», — рассказывает Юлия Симонова.

Поддержка в сфере инклюзии необходима также школьным педагогами и учителям, подчеркивает эксперт.

«Педагогам не хватает информации, практики, они вначале боятся принимать особых детей. Если даже они  понимают, как принимать ребенка, который передвигается на коляске, то очень большие страхи возникают у них в отношении детей особенностями интеллекта: как их обучать, как менять программу, как оценивать, как они будут сдавать тестирование, контрольную, экзамены», — говорит Юлия Симонова.

Поэтому, по ее словам, для педагогов нужно проводить тренинги на конкретные темы, например, как работать с детьми с аутизмом, с синдромом Дауна, как вовлечь их в процесс обучения, какие альтернативные методы обучения использовать, как разработать индивидуальный план обучения детей с особенностями развития и т.д.

«Недавно мы помогли найти школу для девочки, передвигающейся на инвалидной коляске. Она учится в 5 классе. Педагоги переживали, как она будет учиться, как будут реагировать дети. Прошло два месяца, и теперь все в школе говорят, что очень рады, что эта девочка пришла к ним учиться. Это хорошо не только для нее, но и для других детей. Они помогают, поддерживают ее, становятся более толерантными, отзывчивыми друг к другу. В школе нашли средства и оборудовали специальные туалеты, нашли тьютора, будут устанавливать подъемник и уже не боятся брать других детей, поняли, что это не страшно», — отмечает сотрудник организации «Перспектива».

Эксперты выражают надежду, что в России инклюзивное образование будет развиваться быстрее, чем в зарубежных странах. Так, эксперт в области инклюзивного образования из США Кэрол Квирк говорит, что Россия всегда может изучить опыт других стран – Англии, США, Норвегии, Финляндии, чтобы не совершать ошибок.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Рекомендуем

IKEA совместно с организацией «Перспектива» будет развивать в школах России инклюзию

Компания IKEA Centres Russia совместно с Региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» объявила о запуске федерального проекта «На урок — вместе», направленного на развитие…

Родители детей с инвалидностью оценят качество образования

Московская городская ассоциация родителей детей-инвалидов проводит мониторинг качества услуг в сфере образования для детей с ограниченными возможностями. Интернет-опрос родителей должен помочь решению проблем с обеспечением…

Фонд «Вера» впервые провел конференцию родителей детей, нуждающихся в паллиативной помощи

4 апреля Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера» впервые провел конференцию по вопросам социально-правовой поддержки семей с детьми, нуждающихся в паллиативной помощи в Москве и Московской…