Центр адаптации и обучения детей беженцев и вынужденных переселенцев работает с детьми из бывших республик СССР, из Чечни и Дагестана, из Афганистана и Сирии. Здесь не только обучают, но и помогают решать жизненные проблемы, стараются оказать любую необходимую помощь. Всего в центре занимается около 50 детей. Раньше работали только с теми, кому не исполнилось 18 лет. Теперь возрасту значения не придают. Тем более что к 18 годам не всем мигрантам удается окончить школу.

Где

Москва, ул. Долгоруковская, 33, корп. 6

Кому помогает

Детям беженцев и вынужденных переселенцев: им помогают освоиться в Москве и прежде всего в школе — преодолевать языковой барьер и изучать предметы, с которыми, как правило, в школе возникает больше всего сложностей, узнавать город и ориентироваться в новой культурной среде, общаться и радоваться жизни, невзирая на все трудности.

Как работает

Обучает русскому языку дошколят и школьников: занятия проходят 4 раза в неделю, их ведут волонтеры. Как правило, занимаются индивидуально — так легче учесть особенности каждого ребенка, и дети быстрее продвигаются в изучении русского языка. «Ребятам сложно заниматься после учебного дня. Поэтому мы должны уметь работать с концентрацией внимания, памятью, усидчивостью и строить уроки особым образом. Для совсем маленьких, для «гиперактивных» детей придумываем специальные занятия с частой сменой деятельности», – рассказывает Ольга Розенблюм, директор центра. Здесь готовят и к поступлению в первый класс: если ребенок-мигрант начинает заниматься русским в 5-6 лет, к моменту поступления в школу он уже свободно общается с русскоязычными детьми, понимает школьные задания, объяснения учителя.

Обучает школьников, отстающих по некоторым предметам: пробелы в знаниях у детей беженцев и вынужденных переселенцев чаще всего связаны с разницей программ или вынужденными длительными пропусками школы. В центре, помимо русского, в качестве основных предметов дети изучают математику и английский, но при желании могут позаниматься и по другим предметам. Если родители хотят, чтобы ребенок дополнительно обучался, допустим, истории или географии, центр находит волонтера, способного оказать в этом помощь. По возможности в центре помогают и с подготовкой к ЕГЭ, хотя найти волонтеров для этого удается нечасто.

Обучает детей, которые не имеют возможности учиться в школе: если ребенок пропустил слишком много и уже никогда не сможет пойти в школу, это не значит, что с ним не нужно заниматься. Кроме того, у таких детей много личностных проблем, бывают семейные трудности, проблемы со здоровьем. Волонтеры помогают справиться с ними, пытаются выяснить, чего ребенку не хватает, рассказывают о том, что может пригодиться в жизни.

Организует досуг для детей беженцев и вынужденных переселенцев: в центре празднуют Новый год, начало и окончание учебного года, День рождения школы. Волонтеры предлагают свои идеи. Например, проводили игру, участвуя в которой дети учились распоряжаться деньгами, пусть и нарисованными. Иногда устраивают походы в театр, а летом 2013 года дети даже сами участвовали в спектакле «Момо», поставленном на сцене МХАТа режиссером Георгом Жено.

Проводит благотворительные завтраки. В 2011 году Центр впервые организовал благотворительный завтрак, который с тех пор проходит регулярно, раз в полтора-два месяца. Любой желающий может прийти на беседу с интересным человеком в неформальной обстановке и, если захочет, оставить пожертвование в пользу центра.

История

Центр был создан в 1996 году на базе Комитета «Гражданское содействие» — первой общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Идея принадлежала Анне Вершок, тогда – студенту-психологу, теперь – преподавателю Московского городского психолого-педагогического университета. Читая книжки детям беженцев, сидевших с родителями в очереди на прием в «Гражданском содействии», она поняла, что им многого не хватает, например регулярных занятий. Так при «Гражданском содействии» открылся обучающий центр.

Акценты

Мы не просто репетиторы, говорят сотрудники центра. Они ближе к своим воспитанникам, чем школьные учителя. Они знают, что происходит в жизни ребенка и деятельно участвуют в решении его проблем: придумывают, с кем побыть ребенку, пока мама в больнице, как решить вопрос с медицинскими документами, какие еще занятия провести…

Планы на будущее

Центру не хватает людей и финансирования. Поэтому своей важнейшей задачей организация считает привлечь как можно больше волонтеров, жертвователей, спонсоров. Тогда можно будет начинать новые проекты, расширять деятельность. Ольга Розенблюм считает, что очень важно налаживать сотрудничество со школами, чтобы они сообщали о центре родителям-мигрантам, у детей которых есть трудности в школе.

Лица

Ольга Розенблюм, директор Центра адаптации и обучения детей беженцев, 33 года

Rosenblum-foto

Образование: Институт филологии и истории РГГУ, Институт европейских культур; кандидат филологических наук

Кредо: Столько всего нельзя изменить, что надо уже упростить оставшееся

Зачем вам это нужно: У меня много других дел и совсем другая профессия. Я все время думаю о том, зачем я этим занимаюсь. И в тот момент, когда есть результат, от этого трудно отказаться. Когда ребенок, который не смог прийти на новогоднюю елку из-за болезни, получает от нас простые подарки, я понимаю, что это осмысленно. Когда дети, которые раньше учились у нас, рассказывают, что они хорошо помнят, как их в 2001 году возили в Петербург и могут восстановить поездку по дням, я понимаю, что это было важно и это стоит делать. 

Анастасия Кузина, куратор по русскому языку, 32 года

Я беседую с детьми, узнаю, чего они ждут от занятий у нас в центре, выясняю, что они знают, а где есть пробелы, встречаюсь с волонтерами и пытаюсь составить пару волонтер-ученик. Важно помочь людям, которые попадают в чужую страну, в непривычную для них среду, где они чувствуют себя потерянными. Важно, чтобы их дети могли учиться и получать образование, чтобы не остались безграмотными. Если у волонтера возникают трудности, мы их обсуждаем, стараемся найти решение. При необходимости подбираем другого преподавателя для ребенка. Но такое бывает редко. Также в центре проводятся общие собрания волонтеров (или отдельно по предметам), где каждый может поделиться своим опытом, задать вопросы, обсудить возникшие проблемы с другими волонтерами и кураторами. В центре прекрасная атмосфера, все доброжелательны, а дети очень хотят учиться. Насколько я знаю, в последнее время в Москве открываются школы русского языка для детей мигрантов. И это очень хорошо. Конечно, таких центров должно быть больше, они очень нужны.

Михаил Лашкевич, волонтер, 48 лет

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Я стал волонтером центра между двумя чеченскими войнами, в 1998 году. Выполняя поручение правозащитного центра «Мемориал», я приехал в «Гражданское содействие» обсудить вопросы, касающиеся беженцев, и обнаружил, что там идут занятия с детьми. Я люблю преподавать и мне стало интересно. Во время второй чеченской войны было очень много беженцев прямо из зоны боевых действий, и их дети очень многое пропустили. Родители не могли уделять им должного внимания, ребята были фактически брошены. Потом ситуация улучшилась. Сейчас большинство составляют дети из Средней Азии, из Афганистана. Нужно сделать все, чтобы они чувствовали себя комфортно и могли общаться между собой без противоречий. Чем комфортнее им будет, тем доброжелательнее они станут друг к другу. Здесь я приобрел опыт работы с детьми любого уровня подготовки. До этого мне было интересно работать в основном с хорошо подготовленными детьми, учить их дальше. Здесь же нужно сделать так, чтобы ребенку стало интересно и он продвинулся в предмете. Это не всегда просто.

Для вас

Если вы хотите преподавать в центре в качестве волонтера, необходимо позвонить администратору по тел. +7(926)606-02-92 или написать на электронную почту refugee-kids@yandex.ru. Необходимо сообщить, в какие дни вам удобнее приходить и сколько раз в неделю. Сотрудники подберут ребенка, подходящего вам по темпераменту, возрасту и количеству уроков. Первое время волонтеры консультируются с кураторами, поэтому не стоит беспокоиться о своих преподавательских навыках. Дополнительную информацию можно узнать здесь.

Рекомендуем

ГОРОД НКО. Цвет жизни: подростки-сироты выбирают профессию

Благотворительный фонд «Цвет жизни» создан для поддержки подростков, оставшихся без попечения родителей, вероятность попадания в семьи которых минимальна. Фонд предлагает им получить качественное образование, профессию…

ГОРОД НКО. «ТОК»: особая керамика

Благотворительный фонд «ТОК» (творческое объединение «Круг») предоставляет людям с инвалидностью по слуху и зрению рабочие места в мастерской керамики, где они получают не только зарплату,…

ГОРОД НКО. «Перспективы»: право на полноценную жизнь

Одна из крупнейших благотворительных организаций России «Перспективы» поддерживает людей с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающих в детских домах-интернатах, психоневрологических интернатах и семьях. В этом году…